"Инструмент поэта – часы"
Тем, кто любит песни Вероники Долиной, адресована эта беседа с ней, записанная в преддверии ее юбилея…
Веронику Долину я знаю уже несколько десятилетий и с интересом и непреходящим удивлением слежу за ее творчеством, которое воспринимаю как единый лирический дневник. Раз и навсегда пораженный каким-то чудесным, почти волшебным преображением поющей 19-летней Вероники, уносившей слушателей в свои выси, в свои миры, я остаюсь очарованным и по сей день. Любовь к ее стихам пришла чуть позднее, когда к песням о Тристане и Изольде, о Жанне д'Арк прибавились такие, как "Когда б мы жили без затей", "Я сама себе открыла", "Мой дом летает" и др. Многие, очень многие песни Вероники – давно часть моего мира, они звучат во мне. Вероника, появившись, сразу стала для многих первой дамой авторской песенной поэзии. Для меня она остается таковой и поныне. Ее творчество продолжает удивлять и восхищать, ибо дар ее подлинный.
....
– Скажи, пожалуйста, я знаю, что Евгений Евтушенко включил, по-моему, два твоих стихотворения в свои антологии лучших стихов, на его взгляд, в русской поэзии, там было "Нет, советские сумасшедшие" и какое-то еще одно стихотворение.
– "Няня", наверное, но я говорю наугад, это я резко вспомнила, могу ошибиться, но, может быть, про няню. Он там даже оговорил, поскольку он там делал предпосылки к тому, кого включал в антологию, что я, мол, "самая московская из…", а из кого – я уже не помню. Но он сказал из кого.
Нет, советские сумасшедшие
Не похожи на остальных,
Пусть в учебники не вошедшие,
Сумасшедшее всех иных.
Так кошмарно они начитанны,
Так отталкивающе грустны –
Беззащитные подзащитные
Безнадежной своей страны.
Да, советские сумасшедшие
Непохожи на остальных,
Все грядущее, все прошедшее
Оседает в глазах у них.
В гардеробе непереборчивы,
Всюду принятые в тычки,
Разговорчивые, несговорчивые,
Недоверчивые дички.
Что ж, советские сумасшедшие
Ежли болтика нет внутри?
Нет, советские сумасшедшие
Не такие, черт побери! –
Им Высоцкий поет на облаке,
Им Цветаева дарит свет,
В их почти человечьем облике
Ничего такого страшного нет.
– Вот "Советские сумасшедшие" – это все-таки совершенно замечательный портрет некоего человеческого...
– Среза. Это безоговорочно наша публика. Это и есть моя публика, Юра, это ровно о них я пропела. Это безумцы, это люди часто высшего разума, повышенного образования, это люди, воспринимающие реальность не плоско, а с ее вторым и третьим планом, возможно с мерцающей внутри грубоватой картиной реальности – магии. Это та публика, которая щедро осталась мне после ухода из реальности Булата Шалвовича Окуджавы, да, это она, это они.
– Сегодняшние советские или просоветские сумасшедшие совсем другие.
– Боюсь, да.
Наживу с годами грузность,
Как и вся моя семья.
Кто же я – земная трусость
Или тайна бытия?
Освещаю ли дорогу?
Горожу ли чепуху?
Отвечаю только Богу,
Только Богу и стиху!