b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага?

О чем спорят и в чем согласны католики и православные?
Артем Кречетников
Би-би-си, Москва
42 минуты назад

В субботу в Гаване произойдет событие, которое уже назвали эпохальным: впервые в истории встретятся Римский папа и патриарх Московский и всея Руси.
Такая возможность обсуждалась около 25 лет. Желание приехать в Россию не раз высказывали предшественники нынешнего папы Франциска Иоанн-Павел II и Бенедикт XVI.
РПЦ никогда не отвергала идею в принципе, но каждый раз находила причину сказать: надо обождать, пока условия не созрели.
Историк-религиовед Андрей Зубов в интервью Русской службе Би-би-си в декабре 2014 года назвал основными причинами этого общероссийское антизападничество и внутрицерковное сопротивление. По его мнению, значительная часть священников и прихожан еще консервативнее, чем государство и верхушка РПЦ.
"Массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага православия. Для них католик хуже чекиста, преследовавшего церковь, хуже неверующего, который просто равнодушен к Богу", - заявил он.
Установление христианских отношений между церквями совершенно не значит, что церкви должны сливаться

Некоторые аналитики связывают нынешнее решение, ставшее, по словам известного православного деятеля протоиерея Всеволода Чаплина, полной неожиданностью для церковной общественности, с обстановкой на Ближнем Востоке и российской военной операцией в Сирии.
Римский папа и московский патриарх движутся навстречу
Вероятно, папа и патриарх будут говорить об угрозе восточным христианам со стороны "Исламского государства" (радикальная группировка, запрещенная в России и ряде других стран) и необходимости объединения усилий для борьбы с ним.
Место встречи, указывают наблюдатели, выбрано дипломатично. Куба - католическая страна, одновременно вызывающая теплые воспоминания у людей, ностальгирующих по советской сверхдержаве.

Великая схизма
Спор между православными и католиками насчитывает более тысячи лет: в 1054 году папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил взаимно предали друг друга анафеме, а острые конфликты случались и раньше.
Дело было, прежде всего, в политике: римские первосвященники претендовали на руководство христианским миром, византийцы признавать их главенство не хотели.
Когда пала Византия, православному ее императору уже готово было заместительство в лице русского царя, который рассматривался как прямой продолжатель единого православного царства
отец Сергий Булгаков, православный теолог
Кроме того, западные христиане уже в раннем средневековье допускали возможность развития и обновления доктрины, а их восточные собратья считали грехом малейшее отклонение от догматов первых вселенских соборов. Не случайно в католическом богословии позднее такую роль играли публичные диспуты.

В 1437 году константинопольский патриархат под угрозой османского нашествия согласился на унию с Ватиканом. Московский митрополит Исидор вернулся с Флорентийского собора в сане католического кардинала. Великий князь Василий II прогнал "злого прелестника". А спустя 16 лет Византия пала под ударом турок.
На русских это произвело колоссальное впечатление: Константинополь уступил "латинцам" и понес Божью кару, а Москва осталась тверда - и стоит "яко Третий Рим, четвертому же не бывать!" Именно отсюда пошло представление об исключительности "Святой Руси".


Две церкви в цифрах
Оценить количество православных и католиков можно лишь условно. И в той, и в другой конфессии имеется немало людей, понимающих под принадлежностью к ним цивилизационную идентичность и культурную традицию, глубоко не воцерковленных, или вообще скептиков.
Специалисты обычно отталкиваются от самоидентификации людей, выраженной в ходе опросов.
Католицизм - крупнейшая христианская конфессия мира с числом приверженцев 1,254 млрд человек (данные за 2013 год).
Встреча готовится в обстановке достаточно серьезной закрытости. О подготовке к ней мало что знали как епископы, так и священники и, тем более, миряне
Всеволод Чаплин, бывший глава отдела по связям с общественностью Московской патриархии
Православных примерно в восемь раз меньше - 172,4 миллиона (данные издания "Религии мира" за 2010 год). Более двух третей из них, около 120 миллионов, относятся к Русской православной церкви Московского патриархата, включая прихожан в Украине, Белоруссии, Молдавии и по всему миру.
Еще порядка 17 миллионов верующих принадлежат к направлениям, не признанным каноническим православием (древние восточные церкви, русские старообрядцы, последователи Украинской православной церкви Киевского патриархата).
Число приходов можно определить более точно: около 275 тысяч у католиков и чуть более 30 тысяч у канонических православных.
Преимущественно католических стран в мире - 47 (21 в Европе, 24 в Латинской Америке, плюс Филиппины и Восточный Тимор). В Германии, Швейцарии и Нидерландах католиков и протестантов примерно поровну. Православных стран насчитывается 14. Все они компактно расположились в Восточной и Южной Европе.

Вероучительные отличия
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя "единой святой, соборной и апостольской Церковью".
Современное отношение католицизма к православию выражено в декрете Второго Ватиканского собора 1962-1965 годов "О Восточных церквах":
"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Они по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".
РПЦ определила официальное отношение к католицизму в документе "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" от 2000 года:
"Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви".
Святая Церковь наша признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства. Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без православия не спасусь
святой Феофан Затворник

Источники называют 49 догматических и богослужебных отличий между православием и католицизмом.
В частности, католики, в отличие от православных, полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, верят в непорочное зачатие не только Христа, но и Девы Марии, и в существование чистилища.
Православные признают лишь тех католических святых, которые были канонизированы до Великой схизмы и считают боговдохновенными решения только первых семи церковных соборов, а католики - 22.
Смысл многих отличий трудно уловить человеку, не искушенному в теологии, другие носят внешний характер и бросаются в глаза и неверующим.
Духовенство по-разному одевается. Католические священники соблюдают обет безбрачия и бреют бороды, а православные нет.
Католики крестятся не тремя пальцами, а всей щепотью, и слева направо, во время службы сидят на скамейках, а православные стоят на ногах.
В католических храмах отсутствует иконостас, больше распространены статуи, а в православных двухмерные изображения. У католиков во время службы играет орган, а у православных поет хор.
В православии отсутствует образ конфирмации ("утверждения" крещения по достижении сознательного возраста).

Основы мировоззрения
Едва ли не главным и непреодолимым камнем преткновения является отношение к Римскому папе. Для католиков подчинение ему - необходимое условие спасения души, для православных такой подход категорически неприемлем. Православие вообще не имеет единого непогрешимого главы.
Еще одна ключевая разница, не артикулируемая церквями официально, но единодушно отмечаемая экспертами, - исторически сложившееся отношение к светской власти.
Церковь, если она не хочет покориться абсолютизму Государства и сделаться департаментом администрации, необходимо должна иметь реальную опору вне Государства и нации
Владимир Соловьев, богослов

На руинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.
В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Россия 400 лет являлась единственной в мире православной державой.
В результате на Западе сложился более или менее равноправный союз креста и короны, на Востоке государь почитался наместником Бога, а церковь была при нем, выражаясь лапидарно, отделом воспитательной работы.
При этом нельзя сказать, что православные иерархи, как в прошлом, так и теперь, вовсе не понимали и не понимают невыгодности такого положения.

Одновременно взгляды католиков и православных по большинству социальных и нравственных проблем современности совпадают или близки.
От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть неким вождём к достижению человеческих побед. Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. И Церковь сказала: "Никогда!".
Потому что наше дело совсем иное. Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. Когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего, она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель.
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
"Святейший патриарх Кирилл высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию папы Франциска по различным проблемам современного общества. И в этом смысле наши церкви являются стратегическими партнерами в деле свидетельства миру о христианских ценностях", - говорил пресс-секретарь главы РПЦ Александр Волков.
Речь идет об увлечении материальной стороной жизни, отношении к секс-меньшинствам, абортам и вообще либеральным ценностям, в которых и православные, и католики видят бездуховность и вседозволенность.
"Католикам и православным надо вместе анализировать процессы в современном мире, вырабатывать оценки и реакцию. Многие наши позиции совпадают с позициями католиков", - заявил Русской службе Би-би-си еще три года назад диакон Андрей Кураев.
По оценке известного православного богослова, серьезных помех для диалога нет.
"В частности, тема прозелитизма [переманивания верующих, прежде всего, на Украине] не обсуждается последние лет семь-восемь", - отметил он.
К числу общих вызовов Кураев отнес секуляризацию общества, нарастание агностицизма и либеральных моделей поведения в вопросах семьи и пола.
"Бывая в Европе, я задумываюсь о том, что, случись пришествие Антихриста, никто там не окажет сопротивления", - заявил Русской службе Би-би-си православный историк Владимир Лавров. В этом вопросе представители двух ветвей христианства находят общий язык друг с другом.

Папа Франциск осудил расправу над журналистами Charlie Hebdo, одновременно подчеркнув, что свобода слова, по его мнению, не безгранична.
Все религии выступают за наличие в обществе всеобщих истин, нерушимых традиций, бесспорных авторитетов, святынь, над которыми непозволительно шутить, что совпадает с повесткой дня российского руководства, активно ищущего в мире единомышленников.

http://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160211_catholic_orthodox_different_common
Subscribe

  • Законы жанра?

    Русское географическое общество и Министерство науки и высшего образования России 30 апреля 2021 года заключили соглашение о сотрудничестве.…

  • Поправка на побочную смертность (учет роста продаж пальмового масла)

    Смертность от COVID через общую вычисляют Но есть и другие факторы В частности - рост потребления в РФ пальмового масла Пора учитывать…

  • Радио СВОБОДА

    Казалось бы повесили в общественном месте бумажные плакаты Допустим причинили материальный ущерб Можно штраф заплатить А уголовка то за что?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments