b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Заметки и впечатления от Праги

Тема настолько большая и разноплановая, что реально неподъемна
Утешает одно - не могу сказать, что не понравилось и потому не попадаю в ситуацию неофита, которому не понравилась Секстинская мадонна ("Прага стольким нравилась, что Ваше мнение может и проигнорировать").
Но некоторые моменты хотелось бы осмыслить. Вначале приезжаешь почти в полутьме и думаешь
Ну был во Львове многократно и в Прибалтике и какого черта тебя сюда занесло... ;-(
Иного не увидешь - только иллюзию (был проездом ранним весенним утром по пражским улицам лет 20 назад) испортишь.
Действительно, погода - фактор, а снег и слякоть впечатление редко улучшают, хотя порой дают иное видение и огранку (если есть что огранять).
Основных впечатлений об архитектуре всего два
1) В туристской зоне стараются сберегать и подчеркивать то, что выливается в целый ансамбль
2) Каждый дом - индивидуальность, причем обычно соразмерная и естественная, а не кичливая.
Если средний Российский город или спальный район мне представляется уместным сравнить с колонной узников концлагеря, центр Москвы с группой кичливых то ли купцов, то ли нуворишей, то архитектура центра Праги в совокупности напоминает многоцветный (дома выкрашены в разные цвета и выглядят свежевыкрашенными и гармоничных сочетаниях) карнавал, над которым возвышаются как стражи отдельные готические башни и замок.

На самом деле сравнение с концлагерем и карнавалом кажется мне вполне естественным (можно тут припомнить и "МЫ" Замятина и Оруэлла и всю тему унасекомливания и людей-винтиков).
Дело в том, что в теории и в России и в Праге каждый дом имеет рациональное имя (по названию улиц и номеру).
Но в Праге (по слухам при Марии Терезии) ввели индивидуальные домовые знаки (знаки в виде рисунка или барельефа или скульптуры. размещаемые на домах). Один домовой знак сам по себе ничего не означал бы (как рыцари или львы у отдельных домов Москвы).
Но существует
1) эффект конкуренции (когда каждый пытается сделать свой знак более органичным и узнаваемым)
2) эффект масштаба - когда знаков много, то начинаешь к ним приглядываться серьезнее и ориентироваться уже и по ним, а не просто о названиям улиц (от знака к знаку можно выстроить и маршрут).
И, само-собой, конкуренция знаков была бы ограничена без собственности (в Чехии о ней редко забывали надолго - деньги тут считать умеют) и реституция вернула многие дома владельцам или наследникам, а некоторые дома приватизировали.
Поднимаясь в Градчанах (часть Праги с замком и cобором святого Витта расположенная по одной из сторон Праги непрерывно наталкиваешься на домики с этими знаками.
И тут естественнее вспоминаешь про Швейка (который тут также представлен).
Не взирая на коммунистические зверства Гашека (бывшего комиссаром Бугульмы) Швейка здесь помнят и знают о его популярности и в России (есть даже экскурсии по Швейку)
Так что неспешно поднимаясь вверх, попивая из стаканчика горячий глинтвейн и оглядываясь по сторонам можно увидеть немало любопытного.

Собственные фото пока не рассортировал
Но на фоне других о них и говорить стыдно
Вот типовая подборка для представления
http://www.google.com/images?sa=3&q=%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%93%D0%90++%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

В скобках замечу, что в Праге есть и знаки с чертом и вообще тема черта, чертовки (даже речушка так называется), Ада, адской еды, подаваемая с иронией почти столь же естественна как тема церквей и соборов воспринимаемых с уважением и всерьез.
Нечего и вспоминать, сколько воя подняли в Москве ханжи и придурковатые рукой-водители по поводу памятника Булгакову с Воландом

Самый большой и престижный собор Праги (к которому я и направился первым утром - Собор Святого Витта) принадлежит не церкви, а государству, открыт для посетителей как музей и богослужения там проводят только по крупным праздникам.
Трудно удержаться и не продолжить, что не функционирует большая часть костелов, некоторые используются для концертов и никого это не удручает.
В ряде костелов собирают пожертвования на ремонт.
Лично меня привела в восторг афишка о сборе жертв на ремонт органа в соборе святой Людмилы. В ней подробно (с рисунками) показывалось что именно нуждается в починке и почему.
Вообще давление власти и церкви на общество кажется много более разумным чем в путинской России.
Маленькие казино разбросаны по всему центру, рядом с моей гостиницей "Seven Days" у Вацлавской площади (это центр) - два секс-шопа с красочными витринами. В центре (у "старого места") есть даже посещенный мной музей Sex-machines (будет кому-то интересно - напишу).
Вообще в центре города много мелких магазинчиков в которых часто торгуют вьетнамцы (так на первый взгляд определяется национальность), причем вполне услужливо и уважительно.
В целом все в окололиберальной серии НЕ НРАВИТСЯ - НЕ ЕШЬ и мне понравилось.
Особый интерес у меня вызывала темы Кеплера, РОА, 1968 и гетто (именно в этой последовательности).
Музей Кеплера я посетил, связанную с ним Клементину обошел, про 1968 и гетто при случае напишу
Про РОА подвернулся повод спросить экскурсовода (проникновенно повествующей о смертельно раненном немцами солдате РККА). Как она пояснила отношение к подвигу освободивших Прагу дивизии солдат Буняченко-Власова (РОА) не изменилось. О них помнят (в том числе и то как они освобождали Прагу, а потом на них устраивали облавы и их расстреливали), но память эта не увековечена (в отличии от этого памятник с традиционным в советской традиции гомосексуальным лобызанием оставили на прежнем месте).
Для начала - все - к теме только приступаю.
Потом дополню ниже
Tags: КОМАНДИРОВКИ и ОТДЫХ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments