"в народной песне прославляется разбой и душегубство"
Это я Стеньке Разине (а ведь есть еще и Кудеяр разбойник и прочие прелести бытия)
Решил глянуть откеля ноги растут у Стеньки
Что дает рунет:
"В основе песни лежит факт, который описал в воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, или Стрюйс (Struys, 1630—1694), голландский ремесленник и путешественник. С 1668 г. он служил парусным мастером в России, находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. В 1676 г. в Амстердаме он издал книгу «Три путешествия» (М. 1935), переведенную на многие языки мира. В 1824 г. в журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным.
«...Мы видели его (С. Разина. — Авт.) на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе.
Прими же теперь достойную тебе жертву!»
С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны.
Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние». "
«Из-за острова на стрежень», созданную Д.Н. Садовниковым (1847—1883), русским фольклористом, этнографом и поэтом, автором стихотворных циклов «Из волжских преданий о Стеньке Разине» и «Песни о Стеньке Разине».
В трактовке поступка атамана Садовников идет за И. Костомаровым, автором монографии «Бунт Стеньки Разина». Историк пытается найти причину, а следовательно, и некое оправдание выходке Разина, он подозревает, что «злодейский поступок с княжной не был только бесполезным порывом пьяной головы»; и предполагает, что «Стенька, как видно (подчеркнуто авторами), завел у себя запорожский обычай считать непозволительным обращение казака с женщиной поступком, достойным смерти. Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется (подчеркнуто авторами), должен был возбудить споры и негодования тех, которым не позволял того, что позволил себе, и, быть может, чтобы показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедной персиянкою своему влиянию на казацкую братию».
Одновременно Костомаров вспомнил старое народное поверье: бросать что-нибудь ценное в реку из благодарности по окончании водного пути. Поверье, несомненно, языческих времен — этим «чем-нибудь» и стала персиянка.
Творчество Садовникова приходится на 70—80-е годы XIX столетия — время наиболее активной деятельности «Народной воли». Для русской интеллигенции того времени Степан Разин, прежде всего — вождь восставшего крестьянства. Книга Костомарова пользовалась большой популярностью, и то, что автор «подозревал и предполагал», Садовников в своей песне выставляет главными причинами разинского поступка.
Разин слышит шепот:
Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился —
Сам наутро бабой стал.
Такие разговоры могли вызвать если не бунт, то уж точно потерю авторитета. Незаурядная способность Степана Разина по-особому воздействовать на окружающих — его харизма — была основой всех его удач, и ослабление оной могло привести к краху всего восстания. Тогда, услышав, что его обвиняют в том, с чем он сам боролся, Разин находит единственный способ сохранить свое влияние и авторитет.
Чтобы не было зазорно
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою —
На, кормилица… Возьми!
Так читается в тексте стихотворения Садовникова. Но это четверостишие совсем выпало из песни — его никогда не поют. Мотив подарка реке-кормилице в песне существует, но отодвинут на второй план.
http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=4283
=====
Из-за острова на стрежень
(слова: Дмитрий Садовников)
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, веселый и хмельной.
А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атмановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожался,
Сам на утро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам!» -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, Волга, мать родная,
Волга – русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
Шаляпин