b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Прощупают ли Медведева на предмет изыска покемонов?

Нашествие покемонов: ой, что будет, что будет...

Суть игры Pokemon Go заключается в том, что ее обладатели должны выполнить ряд интерактивных заданий по карте прилегающей местности
Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция под названием "Pokemon Go: что скрывается за экраном гаджета?" с участием психологов, налоговиков и интернет-специалистов.
За экраном гаджета, надо понимать, не скрывается ничего хорошего.
Злополучные покемоны последние пару недель не вылезают из новостей, в том числе и тех, где рассказывается о попытках властей запретить или ограничить ловлю социально опасных виртуальных монстров.
Почему вокруг невинной забавы возник такой ажиотаж?

Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев и обозреватель Би-би-си Александр Кан беседуют с одним из участников конференции, российским интернет-омбудсменом Дмитрием Мариничевым.

М.С.: Добрый вечер, 22 июля, пятница. В лондонской студии "Пятого этажа" мы должны быть с нашим обозревателем по вопросам культуры Александром Каном, но он где-то на этаже ловит покемонов. А вот и торжественное явление Александра Кана.
А.К.: Нет, покемонов у нас я не нашел. Это так и должно быть?
М.С.: Не знаю.
А.К.: И я не знаю. Я еще неопытный ловец покемонов.
М.С.: Если говорить серьезно, то, что такое покемон, и чем один отличается от другого, Алик узнал часа два назад. Я прочитал по этому поводу какое-то количество специальной литературы, но, честно говоря, тоже не очень хорошо представляю, чем эта забава отличается от аналогичных, типа Candy Crash, которая пару лет назад была приблизительно так же популярна в мире. Хотя, если судить по финансовым показателям, покемоны обставили всех конкурентов едва ли не на порядок.
А.К: Самое главное, непонятно, почему вдруг из-за этих несчастных покемонов такой сыр-бор разгорелся.
М.С.: А вот это, я думаю, мы сейчас узнаем. Российский предприниматель и российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев присоединяется к нам по Скайпу. Дмитрий Николаевич, добрый вечер.
Д.М.: Добрый вечер.
М.С.: У вас за спиной покемоны не скрываются? Мы можем говорить без стеснения? Нас не подслушивают?
Д.М.: Вам виднее. Вы можете использовать игру и посмотреть, есть у меня покемоны, или нет.
М.С.: Я не то чтобы противник подобного рода игрищ, но лично меня как-то эта игра совершенно не заинтересовала. В свое время я обнаружил разновидность игры судоку для мобильного телефона, и вполне ей удовлетворен.
Кстати, раз уж мы заговорили о всевозможных играх, мне почему-то сразу вспомнилось, что распространению шахмат на Руси в свое время твердо был поставлен заслон власть предержащими. Тогда еще не было министерства культуры или минкомсвязи, указы издавались другим образом, но шахматы были признаны дьявольской забавой, и играть в них запретили.
Похожие призывы раздаются сегодня не только в России. Например, я слышал, хотя официального подтверждения мы пока не получили, что власти английского города Бристоль собираются наложить ограничения на ловлю этих виртуальных зверьков, правда, руководствуясь не их бесовским происхождением, а тем, что в процессе поисков люди могут нанести увечья себе и серьезным образом затруднить работу транспорта.
Так вот, мы с Аликом хотим начать этот разговор с того, что спросить вас: а, собственно, почему вдруг? Казалось бы, обычная игрушка, к тому же изобретение не новое. Покемоны появились в 1990-х годах, хотя совершенно на других платформах. Почему такое сумасшествие?
Д.М.: Это достаточно очевидно, на мой взгляд.
Чтобы такое сумасшествие началось, должна быть готовность общества, некая потребность внутри общества, среди клиентов сервисных компаний, интернет-компаний, игровых компаний - неважно, как их называть.
Во-вторых, должен быть высокий технологический прогресс, покрытие сетью надежной, интернет у вас должен быть доступный и быстрый. Плюс у людей должны быть смартфоны, которые оборудованы камерами, у которых есть возможность скачать эту программу. То есть нужно много функционала, плюс сами люди должны быть технологически грамотными.
За последние два-три года этот уровень поднялся. Это фактически новый уровень развития интернета.
Что самое важное, есть понимание, что интернет не где-то далеко, а должен быть привязан к физическому пространству, в котором вы сейчас находитесь. Перемещаясь в пространстве, вы должны иметь возможность доступа.
Плюс социализация. Социальные сети, мессенджеры за последнее время качественно изменили уровень и возможности взаимоотношений между людьми.
Совокупность всех этих факторов привела к тому, что возник бум сервисов, связанных с дополненной реальностью. Кстати, есть довольно много сервисов, которые не являются игрушками в прямом смысле, но работают на том же принципе.

Издревле у людей есть тяга к собирательству. Это физиологическая потребность. И ловля покемонов - некое собирательство. В Советском Союзе собирали сигаретные пачки, марки, это тоже было, если угодно, массовое помешательство.
Отсчитывая от сегодняшнего дня, или, точнее, неделю назад, мы вступили в новую стадию информационного общества, которое будет жить в измененном мире, мире физическом, привычном нам, но дополненном не физическими объектами, будет учиться коммуницировать с ними.
Поэтому такая популярность.

М.С.: Мне кажется, что филателисты никуда не делись, хотя число собирателей марок несравнимо даже приблизительно с числом собирателей покемонов. С другой стороны, из того, что вы сказали, как мне представляется, следует, что это довольно натуральная прогрессия человечества. Развиваются технологии, вместе с ними развиваются методы использования досуга.
Но вот что интересно: далеко не все наши сограждане воспринимают эту игру как безобидную.
Вот на днях казачье общество "Ирбис" в Санкт-Петербурге распространило заявление о том, что эти несчастные покемоны - непоправимый вред государственной безопасности.
Если набрать в любом поисковике слова: "покемон" и "ЦРУ", то вам сразу выпадают двадцать страниц, на каждой по десять-пятнадцать ссылок, другое дело, что часто они ссылаются друг на друга. Авторы убедительно доказывают, что все это происки ЦРУ, АНБ, ФБР, в экзотических случаях "Моссад".

Вот это мне представляется достаточно любопытным.
С одной стороны, много говорилось в последние годы, и до разоблачений Сноудена, и, в особенности, после, что Большой Брат не дремлет, что мы не очень хорошо представляем, что все эти гаджеты про нас сообщают, в какой момент, и кому.
С другой стороны, ну, еще одна игрушка, которая знает ваше местоположение, и время от времени, вам не сообщая, стучится куда-то на удаленный сервер. Какая вдруг угроза национальной безопасности?
Тем не менее, эту тему обсуждают более чем серьезно, и достаточно серьезные люди. Как, по-вашему, почему?
Д.М.: По-моему, это абсолютная глупость. Что ЦРУ никакого отношения к этой игре не имеет - это сто процентов. Повезло компании, которая сделала такой успешный проект, причем дешевый и не очень сложный с точки зрения функционала, он своей простотой, своей детскостью завоевал умы.
Как только человек взял в руки смартфон - все, смартфон и так может определить местоположение человека, и геопозицию мы сто раз в день отправляем, и сколько шагов проходим. Появился дополнительный сервис, который делает то же самое, использует технологические возможности конечного устройства. Винить игру бессмысленно.
Единственный довод относительно угроз национальной безопасности - то, что можно направить людей куда-то, или они начнут ловить покемонов, скажем, на гидроэлектростанции.
Но это тоже домыслы, поскольку, если объект охраняется, то покемонов там ловить не получится.
В-третьих, серверы, которые обслуживают эту игру и разбрасывают покемонов случайным образом, играют с тем клиентом, который в игре находится, и покемоны поэтому появляются в непосредственной близости, заставляя его втягиваться в процесс. Налицо обратная связь между игровой системой и игроком, который ей пользуется. Иначе большая часть покемонов появлялась бы в пустыне Сахаре.
Это, опять-таки, вопрос новой социализации. Можно осуждать социальные сети, в которых можно делать группы, люди собираются по интересам, и тому подобное. Здесь можно сказать, что социализация выходит на новый, игровой уровень.
Чем хороша эта простая игра? Когда ребенок растет, он познает мир с помощью игры, он постоянно играет. Мы сейчас с помощью игры познаем новый мир, мы точно так же играем. Но возможности, которые открываются для общества, становятся реально безграничными. Вы действительно можете в интересах государства или бизнеса направлять игроков к тем или иным объектам, и они там появятся физически.
Если взять с точки зрения продаж в магазинах, мы уже видим, что появление покемонов привлекает покупателей. И общение между людьми переходит из состояния онлайн в состояние оффлайн. Это очень хорошо, это позитивно скажется на обществе и его развитии.
М.С.: Ну да, другое дело, что лет сорок назад, когда никаких гаджетов не было, люди ходили друг к другу в гости ногами, а не по "Фейсбуку". Кстати, именно это ставится данной игре в заслугу. Вместо того, чтобы сидеть дома и манипулировать мышью или тактильным экраном, надо оторвать свои мягкие ткани от стула и куда-то их нести в поисках покемонов, заодно сжигая калории.
Но здесь вот какой вопрос возникает. С одной стороны, социальные сети за последние 10-15 лет переформатировали нашу реальность. Стало проще написать товарищу электронное сообщение. От детей старшего школьного возраста я слышал, что и "Фейсбук" уже для динозавров, а продвинутая молодежь пользуется чем-то еще, название, честное слово, не запомнил.
Мы сами себе все это сделали, и теперь нам нужны специальные игрушки, чтобы опять учиться ходить.
А с другой стороны, весь этот массив данных, который о нас собирается и превращается в контентную рекламу, по большому счету, превращает общество в стадо, которым достаточно легко манипулировать вот такими незамысловатыми способами, как игрушка Pokemon Go, в которую играют люди самых разных возрастов. Об этом, кстати, говорили более серьезные критики не только данной игры, но и всей нашей растущей интернет-зависимости.
Как, по-вашему, есть ли здесь предмет для беспокойства? Жажда наживы - это такая штука, что, даже если оставить в стороне конспирологию, связанную с ЦРУ, совершенно точно, что специалисты по контентной рекламе извлекают из этого свой жирный куш.
Д.М.: Я бы не драматизировал ситуацию, хотя отчасти вы правы. Среда меняется, и человек начинает приспосабливаться к жизни в новой среде. Те люди, которые по взглядам своим ретроградные, они, конечно, будут сопротивляться и критиковать, и игру, и вообще все, что появляется.
Те, кто более прогрессивен, прежде всего, наши дети, будут себя комфортно чувствовать в новой среде, в новом мире, и будут отстаивать свои позиции. Это лишь вопрос времени.
Относительно манипулирования, тоже не соглашусь. Сейчас, когда общество не подготовлено к этому, оно, конечно, попадает, как говорится, «под раздачу» информационных технологий. Но со временем оно адаптируется, правила поведения улучшатся, и человек будет гораздо комфортнее себя чувствовать в этой виртуальной инфраструктуре.
Когда трамваи пришли в города, количество попаданий прохожих под трамвай было значительным, а все почему? Потому что когда крестьянин оказывается в городе, у него и так стресс, а тут еще движущийся объект, вызывающий оцепенение. Сейчас этого уже нет, потому что люди с детства воспитываются и живут в этой среде, и ведут себя адекватно.
А если взять городского жителя и отправить его в лес, то при виде волка он наверняка впадет в оцепенение и, скорее всего, погибнет, в отличие от крестьянина, который, наоборот, будет адекватно вести себя при встрече с волком.
Здесь все ровно так же.
Конечно, big data радикально изменит информационный ландшафт. На достаточно примитивную контекстную рекламу будет выработано противоядие, люди станут по-другому относиться к внешней среде, которая нам что-то предлагает.
Труднее будет что-то впаривать, поскольку можно будет качественно просчитывать свои потребности.
Если вернуться к пирамиде Маслоу, самые банальные наши потребности будут удовлетворяться автоматически. Жизнь не будет тратиться на то, чтобы что-то купить или съесть, мы перейдем на более высокий уровень, эмоциональный, интеллектуальный, уровень переживаний, отношений с семьей, с детьми, друзьями, знакомыми. Это будет другой мир.
Конечно, очень трудно всем обществом подняться из мира, где вы заботитесь в первую очередь о своем существовании. Хотя, согласитесь, он и сегодня совсем другой по сравнению с миром, где приходилось тяжело добывать себе пищу, и речь шла о том, выживете вы, или умрете с голоду. Сейчас для большинства людей в большинстве стран так вопрос не стоит. Вопрос стоит, купить или не купить автомобиль, куда поехать отдыхать. Представьте, что и эти потребности станут не такими актуальными, как уже стало добывание пищи.
Я смотрю на вещи вот с этой стороны, и нахожу скорее позитивные тенденции, чем повод для волнения.
М.С.: Что ж, очень приятно встретить оптимиста. Я, правда, подозреваю, что вопрос о марке покупаемого автомобиля все-таки занимает меньшую часть человечества, но готов с вами согласиться, что, если ориентироваться хотя бы на среднюю продолжительность жизни, то за последние сто лет, не говоря о тысяче или трех, человечество в общем и целом достигло заметного прогресса.
Что касается того, что любят обсуждать в определенных кругах в России, да и не только, что все это, мол, порождение дьявола, или Иблиса, или еще каких-то потусторонних темных сил, это, наверное, тема для другой передачи, и соответственно, обсуждать ее мы сегодня не будем.

http://www.bbc.com/russian/features-36870712
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment