b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Эволюция антисемитизма в исламе

ОБЩЕСТВОRSS
Die Zeit logoDie Zeit, Германия
Импортированная ненависть
На протяжении длительного времени антиеврейские погромы на Ближнем и Среднем Востоке являлись следствием локальных конфликтов. И только европейские колониальные державы распространили антисемитизм во всем регионе.
03.09.2016
Райнхард Шульце (Reinhard Schulze)

Слова и действия «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. пер.) пропитаны злобой в отношении к евреям. И не только исламистские террористические группировки проповедуют ненависть к ним. В таких странах, как Иран, угрозы в адрес Израиля и теории заговора антисемитского толка составляют основу государственной политики. Кажется, антисемитизм — это объединяющий фактор, несмотря на все конфессиональные линии разграничения в исламе. Согласно опросам организации «Антидиффамационная лига (Anti-Defamation League, ADL), в зависимости от страны, от 53% до 83% мусульманского населения региона испытывают враждебность в отношении евреев.

Поэтому кажется естественным предположить, что причина — в исламе. Однако цифры приводят в замешательство: по данным опросов, высказывания христиан, проживающих на Ближнем или Среднем Востоке, не менее враждебны по отношению к евреям, чем суждения тамошних мусульман. От 65% до 70% христиан признают, что испытывают неприязнь к евреям. Таким образом, речь идет не столько о мусульманском, сколько о региональном и политическом феномене?

На самом деле ненависть к евреям практически не играет роли в древней исламской традиции. В отличие от истории христианства, там отсутствуют связанные с теорией заговора стереотипы, оскорбляющие евреев: исламу были чужды легенды о ритуальных убийствах, в исламском мире Средневековья евреи не считались ни ростовщиками, ни отравителями колодца, ни врагами Божьими или антихристами. Правда, в некоторых текстах того времени распространяется представление, будто евреи — предатели и обманщики. Но одновременно их расхваливают и выставляют образцом богоугодного благочестия и богобоязненной жизни.

Мусульманские ученые уже в раннем Средневековье признавали евреев как легитимную народность, а мусульманские юристы относились к ним так же, как к другим религиозным меньшинствам: как к «опекаемым». Для этого правового статуса, который обеспечивал защиту в обмен за верность, был характерен особый налог, превратившийся позже в «поголовный налог».

При этом в отношении евреев действовали четкие правовые ограничения: они не имели права носить оружие, могли ездить только верхом на осле и были обязаны одеваться так, чтобы их еврейское происхождение было заметно (чего, впрочем, редко удавалось добиться). Они не имели права нарушать мусульманский культ, подстрекать мусульман к принятию иудаизма, а родившиеся в смешанных браках дети должны были считаться мусульманами. Кроме того, существовали и виды экономической дискриминации, которые способствовали тому, что большая часть еврейского населения вначале пребывала в бедности.

Но путь к социальному подъему не был им заказан. Уже в XIX веке евреи действовали как визири при дворе халифа, они были уважаемыми врачами и торговцами, философами и учеными. Мы практически не располагаем сведениями об образе жизни еврейских общин. Судя по современным арабским текстам, к ним относились со снисходительной терпимостью.

В XI веке настроения изменились. Некоторые мусульмане восприняли социальный подъем еврейских семей как унижение. В 1033 году берберы в Фесе устроили кровавую резню еврейского населения. В 1066 году толпа людей взяла штурмом дворец в Гранаде, распяла еврея-визиря Иосифа ибн Нагрела, а затем убила свыше одной тысячи евреев — жителей города. Тем не менее прошло довольно много времени — вплоть до XV века — пока евреев начали называть «врагами Божьими».

Впервые это проявляется у Аль-Магили (Al-Maghili), юриста и антиеврейского агитатора из Твата. В регионе оазисов, расположенном в современной пограничной полосе между Марокко и Алжиром, последователи Аль-Магили в период с 1488 по 1492 год уничтожили все еврейское население. Он писал, что «убийство одного единственного еврея принесет больше прибыли, чем набег». «Поэтому хватайте и убивайте их, где бы вы их не находили, грабьте их имущество, похищайте их жен и детей всюду, пока они не начнут полностью следовать предписаниям шариата».

Аль-Магили оставался мрачным исключением: большинство исламских юристов и ученых отказывались от такого радикального иного толкования Корана. По сравнению с преследованием евреев в Европе, имевшем место на протяжении столетий, «результат» Ближнего и Среднего Востока оказывается, скорее, скромным: в период с XI по XVIII век произошло только около 40 крупных антиеврейских погромов и изгнаний. Даже если исходить из того, что дошедшие до нас сведения, возможно, являются неполными, это ничего не меняет в целостной картине: антиеврейская агрессия в большинство случаев была следствием локальных конфликтов, а не принципиальной враждебности к евреям.

Это изменилось в XIX веке, когда начал разлагаться старый правовой порядок, который, хотя и обязывал иноверцев платить «поголовный налог», предусматривал терпимое отношение к ним. Первые признаки появились во время крупного восстания крестьян в Палестине в 1834 году, когда тогдашние египетские оккупационные власти попытались «втиснуть» мусульман и христиан Палестины в новую армию. Еврейских общин это не коснулось, поэтому повстанцы приписали им роль коллаборационистов, обвинив в сотрудничестве с египетскими властителями. Местная знать и крестьянские семьи интерпретировали это как доказательство того, что устоявшийся порядок привилегий поставлен с ног на голову, и евреям предоставили место, которое они как «опекаемые» не имеют право занимать.

Христианские миссионеры распространяли антиеврейские истории ужасов

В следующие десятилетия старая система «опекамости» пошатнулась во многих регионах. Тем временем, прежде всего на территории Османской империи возникло — как самостоятельная сила — новое среднее сословие, которое все больше и больше игнорировало конфессиональные различия. Таким образом, в первую очередь для состоятельных евреев стало возможным равноправное участие в жизни общества. В 1870 году колониальная держава Франция предоставила, наконец, всем алжирским евреям французское гражданство. Среди христианских колонистов это вызвало волну антисемитской агитации. Аналогичным образом на начинающуюся эмансипацию евреев отреагировали христианские общины в Османской империи и Иране.

В христианских трактатах использовался весь репертуар из легенд о ритуальных убийствах и изображений евреев-ростовщиков, отравителей колодца, богохульников и антихристов, который к концу XIX века постепенно проникал в мир представлений зарождающейся мусульманской гражданской общественности. Уже в 1840 году христианские сановники и миссионеры — прежде всего из Франции — распространяли антиеврейские истории ужасов: после бесследного исчезновения католического священника в Дамаске в исламском мире впервые появились европейские теории о ритуальных убийствах. Действенность таких стереотипов оставалась ограниченной. За исключением стран Магриба и отдельных территорий Ирана, в XIX веке еврейские общины постепенно добились равноправия при отсутствии большого сопротивление.

В значительной степени распространению враждебности к евреям и ее медленной исламизации способствовали три других фактора: возникновение, начиная с конца XIX века, современного, лишенного изначального религиозного подтекста антисемитизма среди гражданской общественности европейских колониальных стран; антиеврейская пропаганда, прежде всего, национал-социализма, нашедшая отклик в исламском мире примерно с 1933 года, и, наконец, конфликт вокруг переселения евреев в Палестину после 1929 года и основание государства Израиль в 1948 году.

Еще в 1926 году христианские сановники в Египте и Бейруте перевели на арабский язык Протоколы сионских мудрецов. Нелепый памфлет, грязная подделка должна была стать доказательством еврейского мирового заговора. Документ появился в Москве в 1903 году и с тех пор распространялся во всей Европе. А на Ближнем Востоке Протоколы создали мощный фон для разбирательства с сионизмом и вопросом принадлежности Палестины.

Современный расистский антисемитизм европейского происхождения все больше и больше перекрывал смутную враждебность к евреям прошлых столетий. Когда в 1938 году египетские братья-мусульмане спровоцировали в Каире первые беспорядки с применением насилия под лозунгами «долой евреев» и «евреи, прочь из Египта», они больше не нуждались в оправданиях, чтобы заслужить одобрение тысяч демонстрантов.

В 1970 году Хомейни, который позже стал духовным лидером Ирана, на одном массовом мероприятии высказал предположение о том, что евреи хотят «создать мировое правительство» и «разрушить ислам»; и в Хартии исламской солидарности движения ХАМАС в Газе четко написано, что «евреи желают править миром через своих посредников».

В 50-х годах авторы, близкие к окружению братьев-мусульман, еще пытались исламизировать новую форму антисемитизма. Они «снабдили» эти стереотипные представления о евреях как заговорщиках, врагах сообщества и «третьей силе», которая стремится к мировому господству, специфическим исламским языком и задним числом подкрепили их указанием на исламскую традицию. В дальнейшем теологическом или идеологическом обосновании антисемитских представлений уже едва ли кто был заинтересован. Отныне они считались просто данностью.

Стереотипы давно вошли в повседневную жизнь и стали частью культуры, которая в принципе лишает евреев права быть легитимной народностью. Государство Израиль кажется именно той злой силой, которая использует конфликт между исламским и западным миром, чтобы, в конце концов, разрушить оба мира. Эта враждебность проявляется всюду: в рассуждениях политиков, в комментариях журналистов, а также в учебных планах школ и университетов. В последние десятилетия выросли целые поколения, для которых характеры антисемитские убеждения.

До сих пор в большинстве стран Ближнего и Среднего Востока отсутствует либеральная общественность, которая могла бы создать предпосылки для критики преобладающего там антисемитизма. В период с 1947 по 1972 год из региона эмигрировали свыше одного миллиона евреев, к началу XXI века в исламских государствах их количество составляло менее 32 тысяч человек. Только в Иране, Турции, Марокко и Тунисе сегодня существуют крупные еврейские общины. И современному антисемитизму практически не было больше необходимости заниматься реальной еврейской действительностью.

В нынешнем развитии событий наблюдаются два противоположных направления. С одной стороны, различные опросы свидетельствуют о том, что антисемитские настроения среди молодых поколений ближневосточных обществ постепенно идут на спад. С другой стороны, радикальные террористические организации, такие как «Исламское государство», обосновывают — больше, чем прежде — свою ненависть к евреям религиозными мотивами. Какая горькая ирония истории: они исламизируют идеологию, которая в XIX веке была экспортирована с самого ненавистного Запада на Ближний Восток и нашла там — на фоне социальных перемен — благодатную почву.

Между тем для европейских наблюдателей знакомство с этими обстоятельствами сродни нечаянному взгляду в зеркало: не в исламской традиции кроются корни ненависти к евреям, проповедуемой ИГ и другими фанатиками, а «в шкафу для ядосодержащих медикаментов» европейского Нового времени. И так же, как в западных странах XIX века, антисемитизм пустил корни на Ближнем Востоке в тот момент, когда разрушались устоявшиеся общественные формы.

Райнхард Шульце — профессор исламоведения в Университете Берна.

http://inosmi.ru/social/20160903/237721137.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments