b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Выдавят ли из пушек немного масла?

Из пушек жмут масло
Военных просят поделиться бюджетом на 2017–2019 годы с гражданскими ведомствами

09.10.2016, 22:52
На финальную неделю подготовки бюджета на 2017–2019 годы правительство России вышло с рядом поручений премьер-министра Дмитрия Медведева по приоритетам расходов.
Майские указы президента Владимира Путина лишь на 30% будут выполняться из министерских бюджетов, 70% расходов указано искать в «иных средствах» федерального бюджета, то есть без гарантий. В бюджете защищены средства на нацпроекты проектного офиса правительства, поддержка инвалидов и госзадания университетам.
Наконец, военным предложено поделиться с гражданскими деньгами для выполнения 31 федерального проекта — от стадионов к чемпионату мира по футболу-2018 до лагеря «Артек» и защиты родины Деда Мороза от весенних паводков. Ведомство Антона Силуанова предлагает сокращать бюджет Минобороны на 6% в год ради этих целей.

Как стало известно “Ъ”, в прошлую пятницу на совещании у премьер-министра (заседание комиссии по бюджетным проектировкам) рассмотрены и в основном приняты все базовые документы, необходимые для завершения работы над трехлетним бюджетом на 2017–2019 годы.
Прогноз социально-экономического развития Минэкономики, представленный в пятницу, подлежит некоторой доработке до 10 октября. Основные направления бюджетной (ОНБП), налоговой (ОННП, см. “Ъ” от 7 октября), таможенно-тарифной политики, проекты бюджетов соцфондов также после правок до 11 октября будут внесены в Белый дом. Разногласия Минфина с двумя десятками ведомств по расходам должны быть урегулированы к этой же дате — 13 октября бюджетные проектировки и все эти документы, видимо, будут вынесены на заседание правительства.


Как Белый дом завершил правку бюджета на 2016 год и приступил к следующему
Совещание 7 октября с точки зрения экономистов было интересно тем, что на нем фактически представлены два макропрогноза — Минэкономики (проект прогноза социально-экономического развития) и ОНБП Минфина, в основе которого собственные расчеты экономистов Минфина. Напомним, на совещании в Белом доме 28 сентября правительство поручило Минэкономики внести в базовую версию прогноза снижение инфляции в 2017 году до 4% и ослабление курса рубля до 71,1 руб./$ в 2019 году вместо укрепления курса.
По данным “Ъ”, ведомство Алексея Улюкаева, несмотря на теоретические сложности, связанные с этой идеей (см. “Ъ” от 3 октября), поручение выполнило — в рабочей версии прогноза к 7 октября это повлекло, в частности, увеличение прогноза оттока капитала из РФ ($40 млрд в 2016 году, $20 млрд в 2019 году), снижение темпов инвестиций (ноль прироста в 2017 году, 3% в 2018 году) и почти стагнация в розничной торговле.
По итогам дискуссии решено, что цифры по инфляции, по объемам добычи нефти, по индексации тарифов «Газпрома» (ограничение 3% в год) и курсовые ожидания в финальной версии прогноза будут еще раз скорректированы.


Почему Минфин по итогам сокращения госрасходов-2016 лишь увеличит дефицит

В свою очередь, в расчетах Минфина в ОНБП заявлен новый тезис, оправдывающий спад 2014–2016 годов: «структурная перестройка экономики после изменения относительных цен на практике всегда сопровождается снижением потенциального уровня выпуска». Объявлено о прекращении снижения доли занятости в торгуемых секторах впервые с 1998 года, прогнозируется переток операционной прибыли из нефтегаза в другие торгуемые сектора. Кроме того, Минфин оценил, используя модель экономического роста Харрода—Домара (стандартно используются модификации модели Солоу), потенциал роста ВВП на ближайшие годы в среднем в 1,5%. В ОНБП впервые детально описаны предложения Минфина по будущим (с 2020 года) «бюджетным правилам» — они позволяют перенаправлять в Резервный фонд часть нефтегазовых доходов при цене нефти выше $40 за баррель. Приведены и компромиссные формулировки «переходных положений» 2017–2019 годов. Последние позволяют с 2020 года перейти к политике сбалансированного бюджета при $40 за баррель вне зависимости от актуальной цены нефти. Наконец, в ОНБП приводится и детальный анализ структурных ограничений в экономике, не позволяющей увеличить темпы роста, и предлагается достаточно широкая программа реформ в бюджетной сфере — вплоть до подготовки в 2017 году новой редакции Бюджетного кодекса.


Бюджет 2017 года пополнят за счет слабостей граждан и компаний

Впрочем, именно эти подробности, по данным “Ъ”, меньше интересовали министерства, чем решение текущих бюджетных вопросов. По требованию Минэнерго из проекта ОННП изъяты положения, связанные с предлагаемыми Минфином сроками «завершения бюджетного маневра в нефтегазовой сфере» и снижены со 170 млрд до 100 млрд руб. в год в 2018–2019 годах дополнительные изъятия из газового сектора. В остальном же участники совещания были заняты последними попытками увеличить финансирование собственных проектов 2017–2019 годах — и надежду на рост финансирования они получили.

По данным “Ъ”, в проекте ОНБП Минфин уже дал свое предложение по общему решению проблемы сокращения реальных расходов ведомств в ближайшие три года — проект ОНБП предлагает сокращать бюджет Минобороны на 6% в год до 2019 года, перераспределяя средства на гражданские программы. Непосредственно эта формулировка в поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания 7 октября не звучит.
Тем не менее на этой неделе будут дополнительно прорабатываться вопросы перенаправления в ближайшие три года из ассигнований по трем направлениям: на выполнение договоров военно-технического сотрудничества, гособоронзаказа и по смежным темам — на 31 проект федерального правительства, на которые сейчас бюджетные ассигнования недостаточны.


Почему от Минэкономики требуют предсказать дешевеющий рубль при снижающейся инфляции
Часть проектов, по данным “Ъ”, вполне можно считать «военными» — это, в частности, финансирование волоконно-оптических линий связи в Калининграде и на Курилах, системы ГЛОНАСС, завершение ФЦП по строительству космодромов на 2006–2015 годы и ряд прямых поручений к Минобороны секретного характера. Однако из средств оборонной части бюджета могут быть перераспределены и средства на инфраструктуру «электронного правительства», госпрограмму по Дальнему Востоку, оплату иностранных юристов по искам к правительству России, реконструкцию детских лагерей «Артек» и «Океан». Отдельно у военных будут искать средства на защиту от паводков Комсомольска-на-Амуре и Великого Устюга, на топливное обеспечение МВД, на университеты Минкультуры и на строительство нескольких психоневрологических пансионатов.

Сама по себе идея выделения в «военной» части бюджетных расходов «гражданской доли» не имеет прецедентов в истории РФ — причины, по которым Минобороны и силовым ведомствам нельзя напрямую уменьшить долю в бюджете, вряд ли могут быть описаны в рациональных терминах. Сопротивляться военным будет очень сложно — например, в их бюджетах будут искать средства на стадионы к чемпионату мира по футболу-2018 в России.

Как правительство ищет способы наполнить бюджет
Второе крупное решение совещания 7 октября — майские указы 2012 года президента Владимира Путина должны выполняться, но непонятно как. Минздрав, Минтруд и Минобрнауки получили поручения тратить на повышение зарплат сотрудников подведомственных организаций не более 30% бюджетных ассигнований, выделенных им летом 2016 года Минфином, а 70% средств в 2017–2018 годах тратить из «иных» средств федерального бюджета. Отдельно зафиксировано, что номинальные объемы госзадания университетам РФ до 2019 года сокращаться не будут — это большая победа Минобрнауки, отставка министра Дмитрия Ливанова, по данным “Ъ”, отчасти была связана с планами сокращения госзаданий на 2017 год. Два других защищенных приоритета федеральных расходов — техсредства реабилитации инвалидов (около 30 млрд руб.) и нацпроекты «проектного офиса» (1% бюджетных ассигнований, в том числе бюджет Минобороны).

Общая конструкция бюджета между тем изменилась именно так, как предполагал “Ъ” (см. “Ъ” от 4, 5 октября).
Дефицит бюджета в 2017–2018 годах будет финансироваться займами на внутреннем рынке — 1,05 трлн руб. в год.
Идея ограничить госрасходы «потолком» расходов неисправленного бюджета-2016 (16,09 трлн руб.) на 2017 год реализована расходами в 16,16 трлн руб. (скорее всего, финальные цифры будут хуже), на 2018–2019 годы они по плану составят 15,95–15,96 трлн руб. в год.
Бюджет и на 2016-й, и на 2017–2019 годы не может быть реализован без приватизации госпакета «Роснефти» самое позднее во втором полугодии 2017 года — на недостающий триллион рублей нарастить займы на внутреннем рынке в следующем году Минфин вряд ли в состоянии.

Дмитрий Бутрин
http://kommersant.ru/doc/3112157?google_editors_picks=true
Subscribe

  • Немецкие военнопленные в СССР

    К 1946 году на советской территории существовало около 240 многонациональных ГУЛАГов, в которых содержались миллионы военнопленных. В 1944 году…

  • Материализация грез

    Вот оно и нарисовалось Жар-птица - сдача крови на антитела Золотая рыбка - посещение АШАН Морской конек - вояж в налоговую по поводу штрафа Как-то…

  • Странные ассоциации и схождения

    Солнце Феникс Жар-птица Золотая рыбка В Китае и Тибете наверное золотисто-красный дракон Змей-Горыныч Наверное яблоки Янтарь Жидкая, бурлящая лава…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment