b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

кто-то из предков действительно в это верил

Почему атеисты празднуют Рождество?
Некоторые атеисты празднуют Рождество со всеми присущими ему христианскими обычаями. Но зачем? Для детей? Из-за подарков? Отвечает философ Славой Жижек.
26.10.2016.
Славой Жижек (Slavoj Žižek)

В одном известном антропологическом анекдоте так называемые первобытные люди, которым приписывают суеверные представления (например, представление о том, что они произошли от рыб или птиц), если прямо спросить, верят они во все это или нет, отвечают так: «Конечно же нет, мы же не дураки, но мы слышали, что кто-то из предков действительно в это верил».
То есть, они приписывают свою веру другим. А разве мы не то же самое делаем с нашими детьми? Мы празднуем Рождество или проводим весь этот ритуал на День Святого Николая, потому что наши дети в него верят (либо должны верить) и нам не хочется их разочаровывать; но они только притворяются, что верят, чтобы не разочаровывать нас (ну и чтобы получить свои подарки, конечно же).

Не является ли это проявлением нашей потребности найти кого-то, кто «по-настоящему верит», и она-то и побуждает нас вешать ярлыки на приверженцев религиозного или этнического фундаментализма? Каким-то жутким образом создается впечатление, что вера постоянно существует на расстоянии. Чтобы она сохраняла свое существование, ей требуется этакий супер-гарант, настоящий верующий, но он никогда нигде лично не присутствует. Получается, такому субъекту, который по-настоящему верит, вообще необязательно существовать, чтобы вера имела эффект. Достаточно только предусмотреть его существование в образе мифического «создателя» или безличного «кого-то».

Знает ли Бог о том, что его нет?

Кажется, это доминирующая позиция веры на сегодняшний день, в эпоху, которую претенциозно обозначают как «постидеологическую». Возможно, поэтому и «культура» становится центральной категорией жизненного мира. Мы больше не верим «по-настоящему», мы просто соблюдаем некоторые религиозные традиции и обычаи из уважения к определенному образу жизни или обществу, к которому сами относимся.
«Я не то чтобы верю, это просто часть моей культуры» — такая формулировка кажется сегодня преобладающим отражением «смещенной веры».
«Культура» — это собирательное понятие для всего, что мы внедряем в нашу жизнь, не веря в это или не принимая всерьез.
Поэтому мы отвергаем фундаментальных верующих как «варваров», которые угрожают нашей культуре — ведь они осмеливаются принимать веру всерьез.

В одном классическом анекдоте на тему психиатрии мужчину, который считает себя зернышком, помещают в психиатрическую лечебницу, и врачи делают все возможное для того, чтобы убедить его в том, что он не зернышко. Но когда лечение заканчивается и он покидает данное учреждение, то вдруг возвращается, дрожа от страха.
На пороге его дома якобы стояла курица и он боялся, что она его съест. «Вы же знаете, — говорит врач, — что Вы не зернышко, а человек». «Конечно, — отвечает мужчина, — но знает ли об этом курица?»
<./lj-cut>
Мы можем провести параллель с Богом в роли курицы. В просвещенном обществе революционного террора человека сажают в тюрьму за то, что он верит в Бога. С помощью различных мероприятий, имеются в виду прежде всего просветительские разъяснения, его уверяют в том, что Бога не существует. Стоит его только отпустить, человек возвращается, утверждая, что боится, что Бог его накажет. Конечно же, он знает, что Бога не существует; но знает ли об этом Бог?

Нужно поверить в веру
Именно в этом отношении наше современное общество, скорее всего, менее атеистично, чем все ему предшествующие. Мы запросто можем исповедовать скептицизм, цинизм, практиковать лишенное иллюзий использование других, отдаваться экстремальным сексуальным практикам и вообще чему угодно — ведь мы под защитой безмолвного сознания, что тот высший «кто-то» (общественное мнение) закроет на это глаза.

Нильс Бор, давший правильный ответ на фразу Эйнштейна «Бог не играет в кости» («Перестань указывать Богу, что делать!»), также привел замечательный пример того, как фетишистское отрицание веры функционирует в идеологии. Увидев подкову на его двери, удивленный гость сказал Бору, что не верит в суеверие о том, что подкова приносит удачу, на что Бор ответил: «Я тоже в это не верю, она просто тут висит, потому что я слышал, что это работает, даже если не верить!»

Сегодня мы все так живем. Лишь немногие действительно верят в демократию, а большинство просто принимает правила игры. Лишь немногие верят в справедливость, а большинство доверяет нашей правовой системе. Этот парадокс отлично демонстрирует, каким образом вера оказывается рефлексивным поведением. Речь идет не просто о вере, нужно еще и поверить в эту веру.
Поэтому Кьеркегор был прав, когда утверждал, что мы не верим по-настоящему (в Бога), а только думаем, что верим.
Бор демонстрирует нам противоречие в виде логического отрицания этой рефлексии: невозможно поверить в чью-то веру.

http://inosmi.ru/social/20161026/238077901.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment