b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Анализ общественного мнения - новые трюки

Bloomberg, США

© Fotolia, Pavel Ignatov
Европа: выборы без опросов
Президентские выборы во Франции
21.11.20161965
Леонид Бершидский
Возможно, в течение всего надвигающегося избирательного сезона в Европе будет полезным представлять себе, что мы живем в мире, в котором не существует опросов общественного мнения. Сделает ли это дальнейшие сюрпризы со стороны популистов более вероятными или наоборот?

«Пост-брекзитовский» и «пост-трамповский» мир вовсе не обязательно стал «пост-правдивым», несмотря на некоторое размытие границ между фактами и пиаром. Но этот мир, несомненно, стал «пост-опросным».

Американские социологические центры теперь займутся анализом причин того, почему им не удалось предсказать победу Дональда Трампа. Когда самокритический анализ и поиски данных будут завершены, они признают наличие ряда технических недостатков, а затем начнут доказывать, что результаты их опросов на самом деле не были совершенно ошибочными — их просто неправильно интерпретировали и неправильно использовали. Однако все это не будет иметь никакого значения для широкой общественности: она хочет видеть точную турнирную таблицу в ходе процесса, который, с ее точки зрения, является своеобразным видом спорта. Если центры изучения общественного мнения не могут предоставить такую таблицу, их работа не имеет никакого смысла. «Пост-трамповский» мир стал также «пост-экспертным».

Между тем, не так просто отказаться от опросов как инструмента прогнозирования. За неделю до выборов я сидел в букмекерской конторе в одном из казино Лас-Вегаса и слушал, как юрист по имени Роберт Барнс (Robert Barnes) приводил множество причин того, почему он поставил огромные деньги на победу Трампа у букмекеров Соединенного Королевства. Однако он не смог окончательно убедить меня в своей правоте, потому что я постоянно видел результаты опросов общественного мнения. Я боролся с необходимостью представить себе выборы как нечто, отличающееся от бейсбольного матча, рассматриваемого сквозь призму статистики.

Я постараюсь не повторить эту ошибку в 2017 году, когда выборы будут проходить в Нидерландах, Франции, Германии и, возможно, Италии. Французские социологические службы, чьи данные указывают на то, что лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен (Marine Le Pen) сумеет добраться до финального тура голосования с участием двух кандидатов, а затем проиграет правоцентристскому кандидату — возможно, Алену Жюппе (Alain Juppe) — делают заявления и прогнозы, которые очень напоминают заявления их американских коллег на начальных этапах президентской гонки. И это весомый повод для того, чтобы не прислушиваться к ним.

Первое, на что мне следовало обратить внимание в ходе американской предвыборной кампании — это активность пользователей социальных сетей и статистика поисковых запросов. Они однозначно указывали на преимущество Трампа, являясь отражением энтузиазма его сторонников и отсутствие энтузиазма в лагере Клинтон. Нам стоит считать тревожным сигналом тот факт, что националист и популист Гирт Вилдерс (Geert Wilders) опережает премьер-министра Марка Рутте (Mark Rutte) по количеству поисковых запросов в голландском Google, что Ле Пен является более частотным ключевым поисковым словом, чем Жюппе во Франции, и что партия «Альтернатива для Германии» опережает Христианско-демократический союз Ангелы Меркель в немецком Google. Несомненно, этому можно придумать некое разумное и вполне убедительное объяснение — общественность гораздо лучше знакома с теми, кто уже занимает государственные посты, чем с их потенциальными соперниками, поэтому здесь, возможно, речь идет о банальном любопытстве.
Однако после победы Трампа я все больше убеждаюсь, что такого рода любопытство является признаком того, что люди активно ищут альтернативу существующему статусу кво. Как написали Таха Яссери (Taha Yasseri) и Джонатан Брайт (Jonathan Bright) из Оксфордского университета в своей работе, посвященной прогнозированию исходов выборов в Европарламент посредством анализа траффика страниц Википедии, «избиратели — это когнитивные скупцы, которые с гораздо большей вероятностью будут искать информацию о новых политических партиях тогда, когда они решают изменить свое мнение».

Несмотря на то, что такие европейские страны, как Германия и Франция, не настолько зависимы от интернета, как США, было бы очень полезным обратить внимание на данные об активности пользователей в социальных сетях — лайки, ретвиты и так далее — когда избирательный сезон начнется. Если эти данные подтвердят информацию о тенденциях в поисковых запросах, у действующих чиновников начнутся серьезные неприятности.

Также полезно обратить больше внимания на эконометрические модели. В США они отслеживаются PollyVote.com, проектом под руководством Андреаса Грэфе (Andreas Graefe), который сотрудничает с Колумбийским университетом и университетом Людвига Максимилиана в Мюнхене. Немецкий университет профинансировал подобный проект в своей стране перед парламентскими выборами в 2013 году.

Профессор Гельмут Норпот (Helmuth Norpoth) из университета в Стоуни-Брук создал две модели, которые предсказали победу Трампа (одна из них была основана на результатах предварительного голосования, а вторая — на идее о том, что результаты выборов цикличны).
Он был так уверен в своей правоте, что поставил на Трампа. Норпот, немец по происхождению, создал модель и для выборов в Германии. В ней учитываются такие факторы, как процент избирателей, сохранивших приверженность партии с прошлых выборов, степень «утомленности» действующего чиновника в соотношении с длительностью срока работы и уровень популярности его оппонента за один-два месяца до выборов.
Эта его модель помогла ему предсказать победу Меркель в 2013 году. Марк Кайзер (Mark Kayser) и Арнд Лейнингер (Arnd Leininger) из Школы управления Hertie усовершенствовали работу Норпорта, добавив в нее показатели немецкой экономики в соотношении с показателями экономик других европейских государств. Эта «Эталонная модель», как они ее назвали, также продемонстрировала свою состоятельность в 2013 году, и я склонен довериться ей в 2017 году.

Подобно выборам в США, исход выборов в Германии можно довольно точно предсказать на основании экономической эффективности действий правящей партии. На этом фронте правительство Меркель довольно хорошо себя проявило, и это свидетельствует о том, что она, возможно, находится в более благоприятной позиции накануне избирательного сезона, чем американские демократы.

Этот метод — в котором одной из главных переменных является уровень безработицы — доказал свою эффективность во Франции, где при помощи него удалось спрогнозировать победу Франсуа Олланда над Николя Саркози в 2012 году. Экономическая эффективность действий правительства Олланда оказалась крайне низкой, поэтому поражение социалистов в 2017 году практически неизбежно. Между тем, добавить в эту модель такого политика, как Ле Пен, довольно сложно, потому что модель рассчитана в первую очередь на двухпартийные системы, подобные американской — или французской до начала популистского бума. Эта же проблема может возникнуть в случае с Нидерландами и Италией, где популистские партии постепенно разрушают традиционные модели.

Тем, кто хочет найти способ спрогнозировать исходы выборов в европейских странах в 2017 году, исключающий результаты опросов или использующий их как один из множества факторов, возможно, стоит посмотреть на статистику поисковых запросов и активность пользователей социальных сетей в сочетании с местными моделями, в которых учтены тенденции прежних выборов и некоторые экономические показатели.
Пока эти данные не представлены в необходимом объеме, но, даже если просто задуматься о таких факторах, которые учитываются в подобных моделях, это приведет вас к выводам, намного более неоднозначным по сравнению с результатами опросов.

Однако есть один менее научный подход, который вполне может дать более надежные результаты.
Если вы отправитесь в любую европейскую страну, которой вскоре предстоит пережить выборы, попробуйте поговорить с живущими там людьми.
Во время моих длительных поездок по США в период предвыборной кампании я понял, что эти беседы с простыми гражданами можно считать важнейшими вводными данными, что бы социологи ни говорили о ценности неофициальных данных.
В конечном счете, если результаты опросов остаются бесполезными, какими они были во время всех важнейших голосований в Европе, политики, возможно, научатся разговаривать со своими избирателями, как они это делали в эпоху до появления опросов общественно мнения.

http://inosmi.ru/social/20161121/238245624.html
Subscribe

  • Подохнуть (особым путем)

    Президент Путин: зрелища без хлеба АВТОР Александр Минкин журналист Особый путь к могиле| Президент 28 апреля явился народу в третий раз. Народ ждал…

  • Медицина в цифрах (" С каждым днем все радостнее жить.")

    Доля расходов на здравоохранение в ВВП растет. В 2018 году она составляла 3,3%, а в 2019 году увеличилась до 3,5%. Правда, как отмечает Счетная…

  • Снова о прогрессивном налоге

    Министр финансов Антон Силуанов на неделе сделал открытие, что «в обществе есть запрос на социальную справедливость». Это его спросили, а не стоит ли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment