В некоторых субъектах из бюджета кормятся три четверти работников, на них уходит львиная доля куцей областной казны.
В сытые годы народ особо не переживал, понимая под бюджетниками врачей, учителей да библиотекарей.
Но оказалось, что врачей в России в районе полумиллиона человек. А кто все остальные? Из телевизора мы слышим, что зарплата учителя в стране перевалила за 50 тысяч, но, наблюдая повальное закрытие школ и больниц, начинаешь подозревать, что нам опять пудрят мозги.
Если учителя и врачи составляют абсолютное меньшинство бюджетников, то кто тогда эти 30 миллионов?
Кто тот каждый третий работающий россиянин, ради которого выпускается последняя кровь из областных бюджетов?
В первую голову – это силовики. Летом 2016 г. президент Владимир Путин подписал указ об увеличении штата сотрудников МВД России более чем на 64 тыс. человек – теперь их 1,06 млн человек. МВД вернули функции расформированных ФСКН и ФМС.
К слову, в СССР с населением 290 млн человек милиционеров было почти вдвое меньше – 628 тысяч.
И ошибочно думать, что преступность тогда была сильно ниже: в 1989 г. в РСФСР зафиксировано 12,4 убийства на 100 тыс. жителей, сегодня – 15 убийств.
Кроме того, из союзного МВД выделились самостоятельные структуры вроде ФСИН численностью около 300 тыс. человек. МЧС после всех сокращений насчитывает 288 тысяч. Личный состав ФСБ, ФСО и СВР засекречен, но это вполне может быть ещё 200–300 тыс. сотрудников. Штатная численность Минобороны составляет 1,8 млн, из них военнослужащих чуть более миллиона. А ещё на страже законности стоят Следственный комитет, органы прокуратуры, судьи, судебные приставы. Численность всего силового блока тянет на 5 млн человек. Да и обходится каждый из них дороже эскулапов.
Например, расходы ФСИН в 2015 г. составили 266 млрд рублей, что превышает бюджеты Минздрава, Минсельхоза, Минпромторга, Минтруда и МЧС. В структуру ФСИН входят 19 управлений, 50 центров медицинской и социальной реабилитации, 7 больниц, 75 военно-врачебных комиссий и 3 санатория. А заодно 7 вузов, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 9 учебных центров территориальных органов и даже 2 НИИ с 3 филиалами.
Похоже, сердцевина бюджетной трясины – это всевозможные ГУПы. В России только федеральных унитарных предприятий – 5,7 тысячи. И ещё 3,6 тыс. АО с полным или частичным присутствием государства. В одном только РЖД после матёрых сокращений остались 830 тыс. сотрудников. И далеко не все из них водят локомотивы. В СМИ сообщалось, что в недавнем прошлом глава РЖД Владимир Якунин зарабатывал в своей бюджетной организации 2 млн 54 тыс. рублей в день! В 2008–2012 гг., когда начались сокращения среди госслужащих, доля работников госкомпаний, наоборот, выросла с 10,4 до 12,9% всех работающих россиян. Впрочем, и 1,4 млн чиновников не особо-то и сократишь. Но надо понимать, что к каждому чиновнику у нас прилагается ещё 1–2 помощника, которые формально госслужащими могут и не являться: водители, секретари, охранники, уборщицы. В 2016 г. Госдума повысила пенсионный возраст для чиновников, теперь они смогут служить родине дольше.
По словам министра финансов Антона Силуанова, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза. Для Боливара нашей экономики ноша эта предельная. В Северной Осетии, например, 85% населения республики – бюджетники. Возьмём для сравнения такой крупный и богатый субъект, как Краснодарский край, где бюджетников аж 448 тыс. человек! В 2017 г. на их зарплаты направят 80 млрд рублей при общих расходах бюджета в 194 млрд и долге края в 145 миллиардов. Понятно, что с такими камнями на шее думать о развитии проблематично, а ведь подавляющее большинство регионов и близко не обладают возможностями Кубани. В Новгородской области, например, весь годовой бюджет – 26 миллиардов. А у Пскова и Пензы и того меньше. Неудивительно, что 1,8 млн бюджетников, по словам вице-премьера Ольги Голодец, получают меньше прожиточного минимума. Но власть по большому счёту устраивает ситуация с непропорционально большой долей госсектора в экономике. Ведь сильный и независимый частный бизнес претендовал бы на отстаивание своих интересов, на создание политических партий и в конечном счёте на саму власть.
Использование этого материала сайта газеты «Аргументы недели» в Интернет-пространстве допускается только при обязательном размещении гиперссылки на источник публикации:
http://argumenti.ru/society/n576/521973