b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Его пример - другим наука... (c)

Нурсултан Назарбаев сложил суперпрезидентские полномочия
В Казахстане перераспределена ответственность между ветвями власти

06.03.2017, 22:19
Парламент Казахстана в понедельник одобрил во втором, окончательном чтении внесение изменений в 23 статьи конституции страны. Нововведения направлены на повышение ответственности правительства и самого парламента — этим органам будет передан ряд полномочий, которые сейчас закреплены за президентом. Согласно официальной позиции Астаны, такие меры — признак зрелости государственной системы, которая более не нуждается в ручном и единоличном управлении. Впрочем, по мнению критиков, президент Казахстана намеренно снимает с себя ответственность за экономическую и социальную политику — две наиболее проблемные сферы.

«Разгрузить президента»
Казахстан не первая постсоветская страна, начавшая у себя конституционную реформу. Однако если к конституциям Таджикистана, Туркмении и Азербайджана в течение 2016 года были приняты поправки, укрепляющие власть президента, то в Казахстане, наоборот, идет процесс передачи части президентских полномочий правительству и парламенту.

В понедельник депутаты парламента страны на совместном заседании палат одобрили во втором, окончательном чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан». Инициатором изменений стал сам президент Нурсултан Назарбаев. Объясняя в конце прошлой недели суть своей инициативы, глава государства сказал, что «новый закон значительно усиливает роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства», самостоятельность которого повышается за счет «передачи полномочий по непосредственному управлению экономикой».

Состав правительства впредь будет формироваться при участии парламента.
При этом премьер-министр будет слагать полномочия не перед вновь избранным президентом, как сейчас, а перед вновь избранным Мажилисом (нижняя палата парламента). Лично президент сможет назначать всего трех министров — иностранных дел, внутренних дел и обороны.

Как Казахстан официально принял «национальную идею»
Правительству передаются полномочия по утверждению госпрограмм, а также системы финансирования и оплаты труда бюджетников. Президент же лишается права отменять или приостанавливать действия актов правительства и премьер-министра. «Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство»,— пояснил глава администрации президента Казахстана Адильбек Джаксыбеков.

Депутат Мажилиса от партии «Ак Жол» Екатерина Никитинская в беседе с “Ъ” особо отметила: «Теперь законы может принимать только парламент — президент отказался от этих полномочий». «Он оставил за собой лишь право устанавливать первоочередность принятия законов, а в остальном это дело парламента»,— сказала она. При этом депутат Мажилиса от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Коныров пояснил “Ъ”: по сути, парламент страны только теперь станет настоящим «органом законодательной власти». «Ранее за ним была закреплена лишь так называемая законодательная функция. Теперь же у нас будет больше полномочий, но и больше ответственности перед избирателями»,— подчеркнул он.

Временный поверенный в делах Казахстана в России Марат Сыздыков в ходе брифинга объяснил: «Страна достигла такого уровня развития, что есть возможность делегировать полномочия другим ветвям власти, а полномочия президента разгрузить». При этом дипломат уточнил, что речь идет лишь о переходе с «суперпрезидентской» на обычную президентскую форму правления.

Как Нурсултан Назарбаев подготовил для нации план дальнейшего государственного строительства
Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты считают, что, передав часть полномочий парламенту и правительству, президент Казахстана не ослабил, а, наоборот, укрепил свое положение. «Ни одна из внесенных поправок не касается статуса президента,— пояснил “Ъ” политолог, специалист по Средней Азии Аркадий Дубнов.— Назарбаев по-прежнему управляет всем и вся, правительство и парламент, которые полностью управляются администрацией президента, не станут самостоятельными игроками. При этом он освободил себя от ответственности за социально-экономическую сферу, тем самым усилив свое положение».

Схожую точку зрения выразил и казахстанский эксперт, директор консалтинговой компании «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев. «Я думаю, что перераспределение полномочий направлено на закрепление формулы “хороший царь — плохие бояре”,— предположил он в беседе с “Ъ”.— Если будут возникать проблемы в социально-экономической сфере, то мальчиками для битья будут правительство и парламент. А раньше решением таких вопросов нередко приходилось заниматься президенту».

Важная оговорка
Депутаты одобрили внесение изменений и в ст. 91 конституции Казахстана, которая никак не относится к перераспределению полномочий. По словам председателя комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса, депутата от партии «Нур Отан» Нурлана Абдирова, отныне в ней будет сказано, что наряду с «унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра основного закона, не может быть изменена независимость Казахстана». Кроме того, в статье закрепляется неизменность «принципов, заложенных основателем независимого Казахстана, первым президентом республики елбасы, и его статус».

Из чего состоит программа Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов»
«Все, что сегодня мы построили и создали, построено на фундаменте, который заложен отцом—основателем нашего государства (Нурсултаном Назарбаевым.— “Ъ”),— пояснил Нурлан Абдиров.— Посмотрите, какие страсти бушуют за пределами нашего государства. Важно, чтобы в будущем ни у кого не возникло желания поменять фундамент, который позволяет нам столько лет развиваться». Напомним, 76-летний Нурсултан Назарбаев управляет страной с 1991 года.

По мнению политолога Аркадия Дубнова, внесение поправок в ст. 91 конституции Казахстана имеет скрытый смысл. «Говорить о дополнительной защите суверенитета после 25 лет независимости, конечно, странно. Однако в будущем эта оговорка даст возможность отказаться от нежелательных для Казахстана интеграционных инициатив по передаче части национальных полномочий наднациональным органам в рамках таких структур, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС.— “Ъ”)»,— пояснил эксперт.

Почему Казахстан остановил экономические реформы
В отличие от соседних государств, в Казахстане не стали выносить поправки к конституции на референдум, ограничившись общественными слушаниями и созданием рабочей группы. «Были выделены специальные почтовые адреса, куда любой желающий мог прислать свои материалы»,— рассказал глава администрации президента Казахстана Адильбек Джаксыбеков.

При этом после волнений в социальных сетях и акций протеста в ряде регионов страны было решено отказаться от внесения поправки в ст. 26 конституции. В ее нынешней редакции говорится, что «иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» могут лишь граждане Казахстана. В качестве нововведения предлагалось наделить таким правом «каждого» человека. Граждане восприняли это как попытку легализации продажи сельскохозяйственных земель иностранцам, что вызвало шквал критики.

Кирилл Кривошеев; Александр Константинов, Астана
http://kommersant.ru/doc/3236004?google_editors_picks=true
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment