Top.Mail.Ru
Неустранимость установок - Еще не надоело — ЖЖ
? ?
b_n_e [userpic]

Неустранимость установок

С глубоким прискорбием вынужден сам себе и ближним сообщить, что вынужден признать собственное поражение
То что очевидно всегда и всем женщинам и большей части взрослых половозрелых мужчин дошло до меня только сейчас
Похоже, что исключение установок и дочстижение пресловутой объективизации и полного устранение позиций и оценочных суждений наблюдателя обычно невозможно.
На самом то деле говорило об этом очень многое, но утомленный и оскорбленный коммунистической идеологизацией я с юности стремился перейти от нормативного подхода к дескриптивному.
Меня возмущало когда меня обманывают на школьной и студенческой скамье, возмущал самообман, возмущала ложь авторов публикаций.
Я искренне считал, что существует республика ученых (кое-какие весточки из которой до меня доеносились) и республика адекватных политиков (риторические изыски которых приводили меня в восторг).
Теперь я вижу как все это растворено в настолько унавоженном слое людей готовых из-за мелочных суетных интересов переврать все, лишь бы им было удобно, что похоже готов сдаться, отказавшись от мечты о прекрасном мире в котором все просто и ясно и "импульсы от левой икры" не движут прогресс, науку и искусство.
Как там у Есенина: "Тишиной нечаянной охвачен, больше я не буду молодым"
Понятно, что речь идет лишь о фигуральной молодости, заключающейся помимо прочего и в моральной автономии и иллюзиях ее уместности и правомерности

Сей прискорбный факт и его далеко идущие последствия я пока не додумал
Впрочем, это уже проходили
Авось новая точка баланса найдется

Comments

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 05:59 (UTC)
Забавно, но вспомнил своих дядюшек

Мамины двоюрные братья происходили из довольно богатой до революции семьи
Один основательно отсидел, второй стал артистов в Большом драматическом в Питере, третий - кустарем одиночкой
Как ни странно, но все ои как-то со мной пересеклись примерно на этой теме
Кустарю как-то мама позвонила и поздравила 7 ноября с праздником (наверное это было в конце 60-х и начале 70-х)
В ответ он еей не долго думая сказал, что и ему и ей праздновать 7 ноября нечего, поскольку революция отняла состояние и доход у обоих и он ей очень удивляется
Воспитанная на прекдставлениях о НКВД моя мама сильно перетрусила и повесила трубку

Со вторым дядей (актером) я встретился году эдак в 1970
Он в традициях изыска нового вежливо спросил меня чем теперь студенчество и молодежь
И тут я ему выдал про отказ от нормативного и переход к дескриптивному
Дядюшка аж заволновался
-Как же так...
-Вот даже мы актеры изображаем внутренний мир и установки

Интересно, что его установки также не вполне отвечали канонам марксизма-ленинизма
Протест против драпировки под сусальные истины марксизма не позволил мне тогда разглядеть возможность иных (задрапированных) установок

Деконструкция вроде как и хорошо, но возможна ли деконструкция без собственных установок и схем?
Подозреваю, что нет
И приходим мы к методологическому анархизму в духе Фейерабенда для любой сколь-либо защищенной от полноценной и однозначной полностью формализованной области
Грустно это, однако
Хоть и банально

Posted by: eYer ✊ (eyer)
Posted at: Июль, 24, 2010 00:17 (UTC)
Re: Забавно, но вспомнил своих дядюшек

Я вероятно, не очень понимаю, о чем речь. Напоминает Plato's cave. Платонизм как философия и как метод, вешь эффективная и приятная. Но в долгосрочной перспективе, сталкиваясь с реалиями, иногда ведет прямиком в шизофрению.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 24, 2010 04:30 (UTC)
Тут все примитивнее

У Платона существовала единственный для всех, хотя и искажаемый индивидуально, мир идей.
Любая идеология (тем более мощно чем более авторитарно и тотально государство) искажает мир сообразно ее стандартам (тут и образы врагов внешних и внутренних и его благодать направленная на всех и каждого)
Это давняя тема, но особенно много о связи власти с языком насилия писали Фуко и Деррида
Кроме того есть и индивидуальные цели и ценности (чсто отчеканиваемые в личные нормы, порой сильно искажающие мир)
Фактически идеологемы раскрашивают весь мир в категориях модальности (хорошо-плохо или полезно-вредно в плане соответствия государственным или индивидуальным нормам)

Отказ от норм и переход к описаниям мира кажется выходом из ситуации, но полный отказ обычно нереален, поскольку мир на уровне примитивной семантики восприятия все равно кодируется в ощущениях полезности-силы-активности - шкалы семантического дифференциала Осгуда)
Вместе с тем деконструкция и опрокидывание государственных норм обычно желательны и необходимы

Язык науки же как идеал заведомо бессубъектен и дескриптивен
К сожалению, до этого идеала во многих областях крайне далеко
И чем дальше от main stream все расположено - тем хуже
Наука подменяется тусовкой и распилом, сстремлением вынудить принять правила игры этой тусовки (игонорированием, блокировкой выступлений в печати и на конференциях и т.п.)

Аналогичные явления встречаются во многих интернет-тусовках устроенных по принципу иерархии с харизматическим лидером и курятником
Вчера с любопытством наблюдал как меня в одной вполне внешне адекватной тусовки пытались отметелить поощряя групповую сплоченность (тут и перевирание текстов и указания что объект ненависти всех совками обозвал и что он грязный аморальный тип)

А причина моих сомнений в возможности описания мира с минимумом норм и ценностей в том, что лишая мир ценностей лишаешь себя целей, направления и энергии для движения
Пыпытки превратить себя в наблюдателя (лишив права на эмоции и адекватный ответ) приводят к обездвиживанию
Значит надо дать себе право на ответ, а другим право на индивидуальное восприятие и умеренное жульничество
Думаю попытки поместить себя в центр координат простая перефразировка некоторых идей Ницше
В каких пределах - вот это вопрос
И как себя самоограничить - второй
Так что ничто не ново под Луной и тут ;-)

Posted by: eYer ✊ (eyer)
Posted at: Июль, 24, 2010 19:54 (UTC)
Re: Тут все примитивнее

Спасибо. Раздумываю.

Но - что имеется в виду под движением? Куда и зачем? Все познание, как я вижу по своему опыту - ни к чему не ведет. По сути, это как наркотик, (goal is the journey not the destination) - движение заради движения. Может быть стоит повернуться к неподвижности и поискать там?

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 25, 2010 06:03 (UTC)
Движение тут как импульс к движению

Изначальное неудовольствие, заинтересованность (иногда неясная)
Нечто замеченное и цепляющее (как непонятная аналогия или сор (по Ахматовой) или мычание ритма по Маяковскому, или непонятность и вызов)
Фокус IMHO в том, что в неподвижности мы IMHO ищем то же самое (отражение себя как в тестах Роршаха).
Тема в спонтанности в сочетании с заинтересованностью
Только беда если нет совсем фильтров

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 06:10 (UTC)
В 80-е годы много занимались установкой эмпирически

В 80-е годы много занимались установкой эмпирически психологи
Поражаюсь, как им это разрешали публиковать, но была такая совершенно замечательная работа
Брали людей и говорили им, что их задача описать словесно демонстрируемые им фотографии
Были две серии экспериментов
Одни и те же фотографии показывали двум группам лиц (подозреваю, что студентам)
В одном случае говорили, что показывают портреты преступников,а в другом, что ученых и писателей
Потом сравнивали описания, демонстрирующие огромное различие результатов между группами (все писали пооодиночке и без обсуждения) и сходство внутри

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 08:27 (UTC)
Подозреваю, что стремление к видимости

Подозреваю, что стремление к видимости объективности развивает программирование и некоторые виды естественных наук в которых ошибука и неверная интерпретация могут быть выявлены

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 09:24 (UTC)
И все-таки, вопреки всему

И все-таки, вопреки всему сущестуют некие правила игры, от которых я, надеюсь, мне удастся не отказываться
1) Излагая слова оппонента приводить их полностью и в контексте (не приписывать ему своих мыслей и уютных интерпретаций)
2) Доигрывать на стороне оппонента (выставляя за него наиболее сильные аргументы, если он не в состоянии это сделать)
3) Бороться с взглядами, а не с оппонентом
4) Корректировать свои взгляды если они опровергаются аргументацией
5) Не применять аргументы ad hominem

Posted by: Misha Furman (mishafurman)
Posted at: Июль, 23, 2010 13:20 (UTC)
Re: И все-таки, вопреки всему

Замечательные правила - мне только кажется, что Вы преувкличиваете человеческие возможности их применения. Если отвлечся от некоторых (элементарных) областей математика (или, как Вы выше ссылались, программиривания), мне они представляются лишь некими идеалами...

Впрочем, подобный свод правил не только хорош, как персональное руководство - это еще и тест для "формализации" (на самом деле я имею в виду не формализацию буквально, а приспособленность к обсуждению и к коллективному продвижению) любой сферы знаний...

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 15:31 (UTC)
Просто все время обжигаешься

Все уже было у Мейена
Просто все время обжигаешься
Когда подобные правила нарушают применительно к теме - это бывает весьма ощутимо ;-(
Когда сам их нарушаешь это порой остается неосознанным ;-(

Меня еще бесит нарушение правил цитирования (избирательное цитирование с игнорированием или цитирование частных и поздних работ вместо приоритетных)
Крайне распространенное явление в моей проблемной области, но ведь не будешь на всех кидаться и выворачивать пуговицы
Тем более, что если человек так пару раз поступил, то это его метод работы (как это ни печально)

Я рад Вас снова видеть
Надеюсь взаимные обиды и недоумения по нарушению аналогов подобных правил у нас не появятся ;-)

Posted by: Misha Furman (mishafurman)
Posted at: Июль, 27, 2010 16:10 (UTC)
Re: Просто все время обжигаешься

Кажется это Томпсон:
http://www.urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=10906

А про всякие нарушения: когда другие нарушают, это также бывает неосознанным (для тех, других :) ).

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 28, 2010 03:02 (UTC)
Лежит у меня где-то

Я ее так и не прочел
Мне Борна сборник трудов "Физика в жизни моего поколения" очень понравился, хотя я не все там понял

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 11:05 (UTC)
Формально никто не мешает

Формально никто не мешает предположить, что каждому суждению можно приписывать не только вероятность его справедливости, но и нечто вроде степени его неприязненности для воспринимающего (связанного с агрессией говорящего и с установкой слушащего)
Подмывает их разнести в действительную и мнимую области (по раздельности) и так с ними оперировать
Но такая наивная спекуляция напррямую не проходит из-за умножения, а без него непонятно как обходиться при применении того же Байесса

Posted by: Misha Furman (mishafurman)
Posted at: Июль, 23, 2010 13:31 (UTC)

Да - впрочем мне не так уж очевидно, что это так уж очевидно всем женщинам :)

Это, мне кажется, перекликается с другой истиной, которая охдадила мое увлечение позитивизмом в ранней юности, которую я усвоил прочитав переводную блошурку какого-то западного физика, которая называлась, кажется, "Дух науки" - там, вроде на примерах, было показано, чно ничто научное нельза построить чисто объективными способами - из ощущений. Наукой движет озарение, гипотиза, которые (речь шла больше о физике и подобных областях) диктуют, за чем именно наблюдать, что измерять, в каких формальных терминах формулировать наблюдаемое - и, еще важнее - какие эксперементы ставить а не наблюдать/измерять пасивно.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Июль, 23, 2010 15:37 (UTC)
Любое рассуждение с квантором общности сомнительно ;-)

Любое рассуждение с квантором общности сомнительно ;-)
В институуте у меня была сокурсница злоупотребляющая словами ЧИСТО АБСТРАКТНО
Когда она с этого начинала, все моментально начинали искать мишень ее очередного выпада ;-)

Не помню такую книжку
IMHO программа физического позитивизма от Маха к Бриджмену и Карнапу насколько я понял застопорилась на отсутствии нейтрального языка описания
Вроде как уже язык измерений несет в себе отпечаток языка их использования

В принципе это про то же самое, но IMHO с одним важным (не по оригинальности, а по опасности) нюансом
Человек часто видет то, что он хочет видеть и порой сам себе создает увлекающую его волну

15 Читать комментарии