Неравная Россия: в мировой столице неравенства уже закипает гнев?
Учитывая, что 10% самых состоятельных россиян владеют 87% всех богатств страны, Россия возглавляет список крупнейших мировых экономик с самым высоким уровнем неравенства. На фоне низких цен на нефть и волны протестов Шон Уокер решил выяснить, что об этом неравенстве думают сами россияне.
25.04.2017
Шон Уокер (Shaun Walker)
Год назад 30-летняя Оксана приехала в Москву из Сибири. Она снимает комнату в маленькой, скромной квартирке в деревне Жуковка, которая примыкает к тому месту, где в своих роскошных коттеджах живут многие представители политической и деловой элиты России.
«Мы каждый день видим, как они ежедневно проезжают мимо целыми автоколоннами — как будто они живут в совершенно ином мире», — говорит Оксана. Она ежедневно ездит на работу на машине, и ей часто приходится сталкиваться с тем, что полиция перекрывает дороги, чтобы по ним спокойно могли проехать правительственные чиновники. «Прежде политика меня почти не интересовала, но теперь, когда я вижу, насколько это несправедливо, я все чаще спрашиваю себя о том, не пора ли нам что-то поменять».
В последнее время экономисты стали все чаще обращать внимание на уровень неравенства в различных странах, вместо того чтобы просто оценивать уровень бедности в абсолютных цифрах. Некоторые экономисты убеждены, что именно несправедливое распределение богатства является одним из ключевых факторов, лежащих в основе недовольства действиями политического класса и маргинализации по всему миру.
На Всемирном экономическом форуме, который прошел в Давосе в январе, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde) отметила, что рост уровня неравенства стал одним из факторов, обуславливающих подъем популизма по всему миру.
Она добавила, что она уже предупреждала об этом четыре года назад, но теперь, после избрания Дональда Трампа президентом США и в связи с ростом популярности ультраправых партий в Европе, люди, как она надеется, обратят больше внимания на ее предостережения.
В недавно опубликованном докладе Credit Suisse говорится, что Россия занимает первое место среди крупнейших мировых экономик по уровню неравенства.
Согласно этому докладу, 10% самых состоятельных россиян владеют 87% всех богатств страны — для сравнения в США 10% самых состоятельных граждан принадлежат 76% богатств, а в Китае — 66%.
По оценкам банка «ВТБ Капитал», 1% самых богатых россиян владеют 46% всех персональных банковских вкладов в стране.
По мнению многих россиян, такое вопиющее неравенство — одной из причин которого является коррупция — может вызвать «ворчание на кухнях», но вряд ли способно спровоцировать серьезные политические волнения. Между тем в марте в акциях протеста, которые прошли по всей России, приняло участие примерно 60 тысяч человек из почти 80 городов. Несмотря на то, что в процентном соотношении эти цифры могут показаться незначительными, создается впечатление, что народный гнев постепенно закипает.
Результаты расследования оппозиционного лидера Алексея Навального показали, что премьер-министр России Дмитрий Медведев за время работы на этом посту сумел скопить целую коллекцию роскошных поместий, яхт и виноградников. Молчание в ответ на выдвинутые оппозиционером обвинения способствовало началу протестных акций. Позже Медведев отверг эти обвинения, назвав их нелепыми.
Навальный уже объявил о своем намерении принять участие в президентских выборах, которые состоятся в следующем году, и в настоящее время его кампания основывается в первую очередь на борьбе против неравенства: на открытии регионального предвыборного штаба Навального в Челябинске многие лозунги на плакатах касались чрезмерных богатств правящей элиты. «Больницы и дороги, а не дворцы чиновников», — было написано на одном из плакатов. А в первой строчке предвыборных буклетов говорится: «Достойная жизнь для всех, а не богатство для 0,1%».
Обвинения Навального в адрес Медведева стали очередным эпизодом в целой серии по-настоящему шокирующих разоблачений, касающихся жизни представителей российского правительства, которые, как правило, либо игнорируются, либо отрицаются. Навальный заявлял, что супруга первого вице-премьера Игоря Шувалова пользовалась частным самолетом, чтобы возить своих собак на выставку в Европу, а роскошные просторные подмосковные поместья — это норма для представителей верхних эшелонов правительства. Шувалов отказался прокомментировать обвинения Навального. Кроме того, есть еще и бизнесмены-миллиардеры, которые вот уже два десятилетия тратят баснословные деньги на яхты, недвижимость за границей и вечеринки.
По словам Навального, многих россиян, которые вынуждены работать за крошечные зарплаты и которые смотрят видео о роскошных дворцах и яхтах правительственных чиновников и связанных с правительством олигархов, все это очень злит. «В течение нескольких лет бедность существовала только в провинции, но теперь она пришла и в крупные города. Бедность становится мощным двигателем протестов, потому что люди начинают об этом задумываться. Вы задумываетесь об этом, даже если живете в Москве и получаете достойную зарплату. А если вы живете в региональном центре и получаете зарплату в 15 тысяч рублей в месяц (немногим больше 200 долларов), это уже совсем другое дело».
Новый класс миллиардеров
Сегодняшняя ситуация с неравенством в России помещается в контекст прошедших 25 лет истории России, начиная с распада Советского Союза, который дал толчок к проведению процесса приватизации в 1990-х годах.
Теоретически Советский Союз должен был стать государством всеобщего равенства. Конституция 1977 года призывала к «стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».
В конце 1970-х годов, согласно государственной статистике, только 0,2% советских граждан получали больше четырехкратного размера средней зарплаты.
Разумеется, многие тогда жаловались на то, что советская элита вела более роскошный образ жизни, чем основная часть населения, и имела доступ к предметам роскоши и другим товарам, которые были недоступны для обычных граждан, несмотря на то, что разница в доходах была не такой уж и большой.
Однако уровень неравенства, который сложился в России в 1990-х годах, был гораздо более шокирующим. Капитализм оказался именно таким, каким его изображала советская власть: узкий круг людей заполучил все лестницы, а подавляющее большинство россиян отправились на съедение змеям.
На крайнем севере и востоке страны, куда люди ехали работать, потому что советская система платила им за это большие деньги, рыночная экономика стремительно разрушила множество промышленных городов, погрузив в нищету целые регионы.
В 2000 году к власти пришел Владимир Путин, который пообещал сплотить страну и положить конец хаосу 1990-х годов. В начале первого срока Путина зарплаты и пенсии впервые за долгое время стали выплачиваться регулярно, хотя самые богатые граждане страны продолжали вести образ жизни, немыслимый для большинства россиян. Позже возник новый класс миллиардеров, многие из которых лично связаны с президентом страны, но обещания стабильности, которые правительство щедро раздавало, продолжали находить отклик среди населения, напуганного вероятностью переворотов.
В России также широко распространено убеждение, что все правители — коррупционеры и воры. Когда Оксана, взбешенная тем, что дороги постоянно перекрываются ради того, чтобы представители элиты на своих роскошных автомобилях могли ездить без задержек, пожаловалась своей свекрови на дворцы богачей, та ей ответила: «Путин — супергерой, и, если ему нужен еще один дворец, я отдам ему свои накопления, чтобы он смог его построить».
Революционер и безумец
35-летний Юрий Быков, преждевременно седеющий и постоянно выглядящий утомленным, снял два блестящих и душещипательно печальных фильма о жизни в российских регионах.
Он вырос в глухой деревне, расположенной рядом с крупной электростанцией в нескольких часах езды от Москвы, и сейчас он снимает фильмы об отсутствии связи между простыми россиянами и представителями политической и финансовой элиты. «Сытый голодного не разумеет, как здесь говорят», — отмечает он.
Быков надеется осенью начать съемки нового фильма «Завод». Сюжет разворачивается вокруг стареющего завода, который его владелец-олигарх намеревается закрыть, потому что тот перестал приносить прибыль. Доведенные до отчаяния и бешенства рабочие завода обманом вынуждают хозяина приехать и берут его в заложники. «Этот фильм о том, что человек может сделать, что ему следует делать, чтобы изменить ситуацию. Где грань между революционером и безумцем?»
По словам Быкова, ему бы хотелось, чтобы российские правители остановились и задумались над уровнем неравенства в стране. Он предупреждает, что, если они этого не сделают, им придется столкнуться с неизбежными последствиями, которые будут крайне болезненными для всех.
Однако несмотря на крайнее недовольство Быкова уровнем неравенства в стране, он вполне трезво оценивает потенциал «простого человека» и не питает никаких иллюзий относительно него. В его фильме «Дурак» рассказывается история слесаря-сантехника Димы Никитина, который обнаруживает огромную трещину в ветхом общежитии, готовом рухнуть в любой момент. Здание находится в таком плачевном состоянии, потому что мэр города годами клал в свой карман средства, выделяемые на ремонт подобных зданий.
Когда Дима прерывает роскошную вечеринку местных чиновников, чтобы сообщить им о надвигающейся трагедии, они не хотят прислушаться к нему. Однако жители этого общежития, куда он приходит, чтобы поднять людей и вывести всех из здания, которое вот-вот рухнет, видят в нем скорее опасного злоумышленника, чем спасителя. Этот фильм рисует довольно мрачную картину российского массового сознания.
«Не думаю, что россиян очень волнует проблема неравенства как таковая, — говорит Быков. — Мы — феодальное государство, у нас крепостное право отменили только в 1861 году. Люди хотят иметь кусок хлеба и крышу над головой. Они не выйдут протестовать пока ситуация не станет по-настоящему катастрофической. Но в этом случае, если они все же выйдут, они не станут вступать в диалог, они возьмут вилы и пойдут убивать».
Дискуссии о неравенстве в России очень часто сводятся к рассуждениям о русской душе и сложной истории России. Софи Шеварднадзе, внучка последнего министра иностранных дел СССР и ведущая ток-шоу на одном из российских телеканалов, согласна с тем, что простые россияне редко задумываются о разнице в доходах и уровне жизни.
«Недавно я смотрела документальный сериал о династии Романовых, в котором рассказывалось о том, как люди жили начиная с 1600-х годов. С приходом каждого нового царя главной проблемой были коррупция и бюрократия, — говорит она. — Национальные богатства всегда распределялись между представителями знати и никогда не доходили до народных масс».
«Создается впечатления, что все возможные изменения носят исключительно косметический характер, и в определенном смысле Путин столкнулся с той же самой проблемой. Правительственная машина, которая стоит между президентом и народом настолько бюрократизирована и коррумпирована, что она уже не может выполнять даже самые простые просьбы граждан. И, поскольку такая система существовала всегда, русский народ уже смирился с неравенством и не хочет с ним бороться».
Менталитет «они и мы»
По словам Навального, заявления о том, что российский народ не способен прийти в ярость из-за неравенства — это чушь. Устойчивый рост доходов населения, который был характерен для первого президентского срока Путина, сошел на нет после 2014 года, когда падение цен на нефть и западные санкции нанесли тяжелый удар по российской экономике.
Примерно 23 миллиона россиян — это 16% населения страны — сегодня официально живут за чертой бедности, и множество признаков указывает на то, что концентрация богатства в руках крохотного процента россиян вызывает серьезное недовольство у все большего числа простых граждан — особенно с учетом того, что многие богатые люди либо сами являются правительственными чиновниками, либо тесно с ними связаны. Согласно недавно опубликованным данным, 41% россиян признаются, что их доходов им едва хватает на покупку продуктов питания и одежды.
Сегодня в России укрепляет свои позиции менталитет «они и мы». В ходе акции протеста против строительства нового предприятия с высоким уровнем вредных выбросов, прошедшей недавно в Челябинске, местный активист Юрий Черкасов заявил со сцены: «Если мы не объединимся и не будем бороться против этого завода, через 10 лет наша природа будет полностью уничтожена, и мы останемся здесь задыхаться от этой грязи, пока они будут переводить деньги на Кипр и в Панаму».
Сергей Шаргунов, 36-летний депутат и член фракции Коммунистической партии в Думе, признает, что, «по мнению простых людей, мир политики и политиков совершенно им чужд, и у них есть веские причины, чтобы так думать».
Шаргунов представляет четыре сибирских района, и он утверждает, что он изо всех сил пытается помочь своим избирателям справиться с их финансовыми проблемами. Недавно он помог собрать 700 тысяч рублей для матери-одиночки, которую грозились выселить из квартиры, потому что у нее не было возможности выплачивать ипотечный кредит. Он выступает за введение налога на богатство и более прогрессивной шкалы налогообложения.
«Популярность нынешнего правительства объясняется тем фактом, что оно представляет собой наименьшее из всех зол, — говорит Шаргунов. — Люди вовсе не глупы, они все понимают, но после опыта перестройки и 1990-х годов они боятся, что, если начнутся перемены, все может стать еще хуже. Надеюсь, власти все же сумеют наладить диалог с народом, потому что революции и восстания не нужны никому».
Между тем Навальный считает, что народные протесты — это единственный способ бороться с неравенством в России, и он не согласен с тем, что русский народ инертен и склонен к пассивности. По его словам, сочетание нищеты и гнева по отношению к богачам может оказаться весьма эффективным.
«Люди, которые приходят к нам и поддерживают нас, как правило являются самыми прогрессивными представителями провинции, но, когда мы спрашиваем их, сколько они зарабатывают, они отвечают, что примерно 15-18 тысяч рублей, — рассказывает он. — Они не могут нормально жить, и они не понимают, почему они должны так жить в России XXI века. Речь не идет о том, что им нечего терять, но осознание того, что у них нет практически никаких перспектив в жизни, делает людей гораздо смелее».
http://inosmi.ru/politic/20170425/239216305.html