?

Log in

No account? Create an account
b_n_e [userpic]

Иезуиты как покровители науки

Сентябрь, 17, 2017 (09:42)

Я давно (как выяснялось через Перельмана лет с 10) ценитель Кирхера
Прочел, что работа Кирхера это вполне осознанное направление деятельности иезуитов
Когда был в Риме пытался найти останки его музея
Но его, оказывается, давно разбили на части
Выходит иезуиты были любознательнее и рачительнее государства
(подробнее в комментах)

Comments

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 06:43 (UTC)
Афана́сий Ки́рхер

Афана́сий Ки́рхер (нем. Athanasius Kircher, 2 мая 1602, Гайза (Рён), около Фульды — 27 ноября 1680, Рим) — немецкий учёный-полимат и изобретатель, монах ордена иезуитов. Один из учёнейших людей своего времени, автор многочисленных трактатов по самым разнообразным предметам (физика, естественные науки, лингвистика, антиквариат, теология, математика). Известен своими трудами по египтологии с попыткой дешифровки египетских иероглифов, а также археологическими исследованиями и основанием в Риме музея искусств, носившего его имя — Кирхерианум (1651). Составил «Иллюстрированную энциклопедию Китайской империи» (1667). Многими исследователями Кирхер считается изобретателем мегафона, его участие в изобретении устройства для статической проекции — волшебного фонаря (лат. laterna magica) — считается недостоверным. Один из пионеров микроскопических исследований, наблюдал возбудителя чумы и верно понял причину возникновения эпидемий.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 06:45 (UTC)
А Перельман в своих занимательностях

Механике и Физике широко использовал гравюры из книг Кирхера
Без ссылок, но скорее из опасности ссылаться на иезуита чем из непорядочности

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 07:01 (UTC)
Ещё о Кирхере

Весна 1612 года вступала в свои права, но это не принесло радости в дом старейшины местечка Хазельштайн близ славного города Фульда. В семью доктора философии Иоганна Кирхера пришло горе – в мучениях умирал его младший сын Анастасий. Пустяковое обморожение обернулась страшным приговором – гангрена. В третий раз мальчик смотрел в лицо смерти. Судьба вытянула его из-под колеса водяной мельницы, уберегла от копыт разгоряченных лошадей на скачках, сколько еще будет благосклонен к нему Господь?
Болезнь часто калечит тело, но спасает душу. Так было с бравым солдатом Игнасио Лойола, основателем ордена иезуитов, так стало и с юным Анастасием. Умирая, тринадцатилетний мальчик дал обет Деве Марии, и судьба его была решена раз и навсегда. Исцеленный Анастасий упросил отца отдать его в иезуитский коллегиум в Фульде, чтобы посвятить себя Богу и науке. По окончании коллегиума в 1618 г. он вступил в орден.
Иоганн Кирхер выделялся гордым и независимым умом. Страсть к знаниям была сильнее мнения общества, он не побоялся брать уроки древнееврейского у местного раввина, что, в конечном счете стоило ему места. Тяга к наукам и увлечение языками передались младшему сыну. Идя по стопам отца, Анастасий Кирхер изучал теологию и философию в университете в Майнце, но круг его научных интересов был гораздо шире. Он усердно занимался математикой, физикой, музыкой, геологией, один за другим изучал иностранные языки, и, как и все ученые своего времени, не мог обойти вниманием сакральные науки. Более того, только они, по мнению Кирхера, были способны дать ответы на вопросы об устройстве мира и бытия, приоткрыть тайны далекого прошлого.

http://pulman.livejournal.com/76195.html

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 07:07 (UTC)
Re: А Перельман в своих занимательностях

Формально и ссылки у Перельмана были (но коротенькие и распознать по рим иезуита было занятием не для комиссаров)
Из книги Перельмана
"Строители средневековых замков нередко создавали такие звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене. На рисунке ниже, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы, замурованные в здании, приносят разнообразные звуки со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т. п. Посетителю такой галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут, напевают и т. п."
http://allforchildren.ru/sci/perelman1-130.php

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 06:48 (UTC)
В «Конституциях Общества Иисуса» Игнатий де Лойола

В «Конституциях Общества Иисуса» основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола (1491–1556) указал, что одна из главных задач ордена — систематический сбор любой информации и в первую очередь научной.

С 1534 года, когда орден был основан, по 1773-й, когда его официально упразднили, иезуиты опубликовали порядка 5,6 тыс. научных трудов по медицине, географии, сельскому хозяйству.
Во многом они основывались на сведениях, добытых членами Общества Иисуса в свободное от миссионерской и просветительской деятельности время. Только в Пекине иезуиты с 1735 по 1795 год перевели с китайского языка более 400 книг.

Как пишет историк Роберт Финлей в книге «Искусство пилигрима: культура фарфора в мировой истории», иезуиты в XVI–XVIII веках видели свою деятельность в далеких странах как обмен. Они несли другим народам христианское учение, делились достижениями западной науки и культуры, а взамен собирали ценную информацию о стране пребывания. Священники возвращались в Европу из «командировок» со знаниями в самых разных областях — от промышленных технологий, неведомых европейцам (что позволяет отнести членов ордена к промышленным шпионам), до опять же незнакомых Европе лекарств. Здесь можно упомянуть кору хинного дерева, привезенную иезуитами из Перу, которой лечили от считавшейся до той поры неизлечимой малярии.

Иезуиты внесли свою лепту даже в создание единой системы классификации растительного и животного мира, получившей имя автора — Карла Линнея.
При работе над ней шведский ученый использовал образцы китайских растений, присланные в Европу моравским миссионером, иезуитом Георгом Йосефом Камелом (1661–1706).

https://www.kommersant.ru/doc/3408514

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 06:54 (UTC)

Франсуа Ксавье д’Антреколь родился в 1664 году в Лионе и скончался в Пекине в 1741-м. К 1682 году он решил стать священником

В марте 1698 года из Ла-Рошели вышел фрегат «Амфитрита» с девятью иезуитами на борту. Среди них был 34-летний Франсуа Ксавье д’Антреколь. В ноябре того же года корабль прибыл в гавань Кантона (Гуанчжоу), города на юго-востоке страны, который уже тогда был ее важнейшим экономическим и культурным центром.

д’Антреколь, следуя заветам Лойолы, интересовался не только фарфором, но и прочими сторонами жизни Поднебесной; так или иначе, сбор информации затянулся на годы и первое донесение, то есть письмо отцу Орри в Париж, миссионер отправил лишь в сентябре 1712 года.

Франсуа Ксавье д’Антреколь сообщает: «Кроме того, что мне довелось увидеть собственными глазами, я многое узнал от новообращенных христиан и прочих горожан, которые изготавливают фарфор. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве…»

Д’Антреколь подробно рассказал о своего рода конвейерах на фарфоровых предприятиях, позволявших значительно ускорить производство: «Говорят, одно изделие из обожженного фарфора проходит через руки семидесяти человек…»

https://www.kommersant.ru/doc/3408514

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Сентябрь, 17, 2017 06:56 (UTC)
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682–1719

Судьба распорядилась так, что формально отцом европейского фарфора считается не Франсуа Ксавье д’Антреколь, а Иоганн Фридрих Бёттгер (1682–1719), немецкий алхимик, работавший при дворе упомянутого Августа II. В марте 1709 года он торжественно объявил королю, что ему удалось произвести твердый фарфор. Любопытно, что первоначально Бёттгер по поручению Августа работал над получением золота из более доступных элементов. Открытие технологии твердого фарфора (в работе Бёттгеру помогал немецкий изобретатель Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус) дало жизнь знаменитому фарфоровому производству в Мейсене. На первой европейской фарфоровой вазе был изображен Август в одеянии китайского императора, с интересом изучающий процесс изготовления фарфора.

Английский рецепт твердого фарфора отличается от немецкого. И оба они сильно отличаются от китайского. Надо сказать, что китайский фарфор содержит меньше каолина, менее прочен и с научной точки зрения должен называться мягким.

Как бы то ни было, Иоганн Фридрих Бёттгер считается отцом европейского фарфора вполне справедливо — несмотря на все заслуги Франсуа Ксавье д’Антреколя и неведомых английских мастеров. Подобно братьям Райт, которые пусть и не первыми поднялись в воздух, а все равно известны как отцы воздухоплавания.

https://www.kommersant.ru/doc/3408514

7 Читать комментарии