Речь не столько о снижении общего IQ, сколько о некой коррекции, в конце концов мир вокруг меняется
— Флинн оперировал данными с 1932 по 1978 год,— рассказывает профессор МГППУ Виктория Юркевич.— Он проанализировал результаты тестирования призывников (их интеллект измеряли с помощью теста Джона Равена — одного из самых известных тестов) и обнаружил, что в течение десятилетий их IQ постоянно рос. Да, в разных странах этот показатель демонстрировал разную динамику.
Еще один статистический парадокс, а по сути научная загадка,— в последнее время эффект Флинна действовать перестал. Ученые с удивлением фиксируют: рост IQ замедлился и даже, по некоторым данным, снизился. Мнения в научном сообществе разделились: кто-то полагает, что это лишь кратковременная "коррекция", а кто-то, напротив, считает, что люди достигли своего интеллектуального пика. Однако саму тенденцию исследование Робина Морриса, похоже, подтверждает.
Гибридный интеллект
Дмитрий Ушаков, завлабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН
Cначала надо понять, почему наш IQ так резво рос. С этим ясно далеко не все. Отдельные составляющие роста понятны: образование, сокращение числа детей в семье, успехи медицины... Но исследователи знают: год образования добавляет примерно 1 балл с небольшим к IQ, то есть будь дело только в образовании — наш интеллект не подскочил бы и на 10 баллов за 100 лет. А в действительности рост произошел более чем на 20 баллов, то есть образование влияет, но это не главный фактор. К тому же эффект Флинна (прирост IQ) есть и у дошкольников.
И еще не раз учиться
С другими факторами похожая ситуация. Да и чтение текстов из прошлого заставляет усомниться, что мы так уж сильно умнее наших предшественников. Почему же тесты показывают, что IQ вырос? Мы решили провести один эксперимент, чтобы найти ответ.
Наша гипотеза была простой: раз мы стали умнее, значит, должны поумнеть и детские книжки. Мы взяли много художественных текстов и оценили их сложность по формальным параметрам — от длины слова до наличия многосоставных предложений. Дальше получили удивительный результат: за ХХ век сложность текстов... снижалась. Казалось бы, IQ человечества рос, а книжки для детей становились проще. Парадокс? Объяснение, полагаем, в следующем: мы не стали намного интеллектуальнее — просто произошло перераспределение между рациональной и эмоциональной сферой, которую художественная литература затрагивает в первую очередь. То есть люди стали более рациональными, увеличилась их способность к анализу, но при этом мы потеряли в том, что касается чувств, мыслим уже не так целостно...
Вызов в том, чтобы человек научился считывать информацию с компьютера, работать заодно с ним
Думаю, человеческий интеллект изменится еще сильнее — это влияние новых технологий. Уже сейчас из-за компьютеров и интернета некоторые наши способности меняются. Например, арифметический счет больше не нужен: сегодня проще воспользоваться калькулятором, чем считать в уме. Вполне реален и гибридный интеллект, когда мозг человека напрямую подключен к техническим устройствам. В одну сторону, от человека к компьютеру, это уже работает. Вызов в том, чтобы человек тоже научился считывать информацию с компьютера, работать заодно с ним, такие эксперименты сейчас уже проводятся.
Дело не только в интернете — на нас серьезно повлияют и неоевгенические технологии. Интеллект сильно, более чем на 50 процентов, зависит от генетики, хотя сами гены, отвечающие за него, нам пока известны плохо. Так вот, со временем возникнет возможность влиять на генетику рождающихся детей, увеличивать их интеллект... Фактически мы можем перестать существовать в той биологической форме, в которой существовали последние 100 тысяч лет,— и это уже не фантастика.
Татьяна Черниговская, психолингвист, профессор СПбГУ
— Лингвисты все чаще отмечают, что в стране налицо оскудение языка и речи. Мы деградируем?
— Пожалуй, произошло серьезное разделение по полюсам. Ухудшился и средний уровень. Причина — значительные проблемы в системе образования... С другой стороны, в наши дни средний IQ растет. Но IQ — очень ненадежный показатель. Он демонстрирует только один из типов ума. Если бы мы проверили с помощью этого теста гениальных людей — Пушкина, Моцарта или Шекспира, то они получили бы низкие баллы. Что не отменяет их гениальности.
Источник: "Аргументы и факты" (Санкт-Петербург)
Джоэл Шнайдер, психолог (Университет штата Иллинойс), автор блога, посвященного измерению IQ
Человеческая способность абстрактно мыслить — недавнее явление в истории эволюции. Способность к абстрактному мышлению развивалась, как компьютерный софт — еще не доведенный до ума, латанный-перелатанный, пестрящий ошибками, пребывающий в плену предрассудков. И к тому же неустойчивый ко всяким помехам. Слабым звеном в этой системе являются уязвимые механизмы контроля рабочей памяти/внимания... И все же в наши дни у тех, кто берет на вооружение абстракции, выше шансы достичь беспрецедентного уровня благосостояния.
Источник: Scientific American (ИноСМИ.RU)
Дмитрий Зимин, основатель фонда "Династия"
Мы видим, как по земному шару бегают люди с оружием XXI века в руках, мозги которых находятся в Средневековье. Приходится поражаться тому, что люди, владеющие последними достижениями науки и техники, информационными технологиями, не имеют представления о том, как устроен мир, не говоря уже о человеческом обществе. Я читал, что даже на генетическом уровне человечество подвержено отрицательному отбору: его средний IQ уменьшается просто потому, что интеллект не так уж нужен человеку, окруженному бытовыми удобствами, которому не надо спасаться от хищников, заботиться о пище.
Источник: Радио "Свобода" Материал подготовил Кирилл Журенков
========
https://www.kommersant.ru/doc/3396420/?from=vybor