b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

«Как будто по улицам ходит гигантский зомби, который готов укусить первого встречного»

Aamulehti, Финляндия
Театр.doc представил спектакль в лагере оппозиции на Чистых прудах
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк
Режиссера угнетает состояние свободы самовыражения в России
В мире науки и культуры
«Как будто по улицам ходит гигантский зомби, который готов укусить первого встречного»
04.10.2017 342622
Ану Ала-Корпела (Anu Ala-Korpela)
Двери в маленьком московском театре открывают ударом ноги. В зал врываются два полицейских. Варвара Фаэр прерывает свой монолог. В театре Teatr.doc идет генеральная репетиция спектакля «Болотное дело».

Весна 2015 года.
Полицейские уводят с собой режиссера спектакля Елену Гремину.

«Продолжайте репетицию», — говорят полицейские и уходят.

Режиссер Варвара Фаэр со смехом рассказывает об этом на верхнем этаже театра Telakka в финском городе Тампере. Фаэр работает над документальным спектаклем «Ошибка на границе» («Rajavirhe»).

«Волков бояться — в лес не ходить», — говорит Фаэр.

Так она хочет обойти вопрос о том, ожидает ли новую постановку закрытие или другие неприятности.

Спектакли c критикой
Вопрос имеет под собой основание, потому что театр Teatr.doc известен тем, что поднимает сложные вопросы и за это часто подвергается давлению.

Фаэр поставила, пожалуй, самый известный спектакль театра — «БерлусПутин». По сюжету приятели Владимир Путин и Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) попадают в аварию, и Путину пересаживают половину мозга погибшего Берлускони. Сущность Путина не меняется, хотя в результате операции он становится еще более приятным на вид.

Спектакль основан на сатире итальянского драматурга Дарио Фо (Dario Fo). Другим спектаклем, привлекшим всеобщее внимание, стал «Час восемнадцать», который рассказывает о смерти юриста Сергея Магницкого в тюрьме предварительного заключения в 2009 году. Магницкий выяснил, что чиновники присвоили себе огромную сумму, но сам попал под следствие.

«После двух таких сильных спектаклей мы уже были готовы к тому, что что-то произойдет», — говорит Фаэр.

И это был случай с Pussy Riot.
После выступления панк-группы «Pussy Riot» в московском соборе и последовавшим за ним арестом Фаэр загорелась идеей спектакля в поддержку «Pussy Riot». Был поставлен документальный спектакль об аресте «Pussy Riot», на сцене выступали адвокаты и сторонники девушек.

«Тогда и появились чокнутые верующие. И тут началось», — рассказывает Фаэр.

Под чокнутыми верующими Фаэр подразумевает группу «религиозных радикалов», которая выступает под разными именами.

«Они пытались прервать спектакль. Они вышли на сцену во время спектакля, стали кричать и поливать всех святой водой», — рассказывает Фаэр.

Начались притеснения
На премьеру спектакля «Болотное дело» пришли в четыре раза больше людей, чем планировалось. Спецназ окружил здание театра. Каждому зрителю пришлось пройти сквозь оцепление. Полицейские стояли в оцеплении все время, пока шел спектакль.

Спектакль рассказывает о демонстрациях, которые проходили в Москве в мае 2012 года и были направлены против избрания Владимира Путина президентом на третий срок.

Текст основан на интервью, данных родственниками и друзьями участников демонстрации, приговоренных к тюремному заключению.

На следующий день начались неприятности. Режиссера Гремину опять увезли на допросы, которые длились шесть-семь часов. По словам Фаэр, в театр приезжали люди из ФСБ, следователь уголовного розыска и полицейские.

На следующий день владелец здания позвонил и сообщил, что расторгает договор об аренде.

Из здания, в котором театр находился до этого, тоже пришлось уехать.

Полицейские заварили дверь, чтобы театр наверняка прекратил показывать спектакли. Публику пришлось пропускать в зал через служебный вход.

Театру пришлось подыскивать третье место для работы, оно оказалось в подвале старого жилого дома. Театр находится там и сейчас. По словам Фаэр, арендодатель не поддается на давление.

Что-то изменилось
Но это совсем не то, о чем сейчас беспокоится Фаэр. По ее словам, небольшие андеграундные группы, инакомыслящие и небольшие независимые газеты и раньше время от времени подвергались давлению. Сейчас что-то изменилось.

Как пример — случай с Кириллом Серебренниковым.

Кирилл Серебренников — один из самых значительных российских режиссеров театра и кино. Сейчас он находится под домашним арестом. Его подозревают в хищении 68 миллионов рублей государственных денег.

Серебренников является руководителем московского театра «Гоголь-центр» с 2012 года.

Подозревают, что в хищении была замешана театральная группа «Седьмая студия», которой руководит Серебренников.

Вынесенное решение о содержании его под домашним арестом потрясло российское общество. Группа российских деятелей искусства вызвалась внести залог за Серебренникова, но решение о домашнем аресте не было отменено.

Серебренников будет находиться под домашним арестом до 19 октября.

Лауреат премий «Оскар» актриса Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) входит в международную группу сторонников Кирилла Серебренникова, которая составила петицию в защиту режиссера.

Основной претензией следствия является то, что Серебренников взял деньги на спектакль в рамках проекта «Сон в летнюю ночь», который никогда не был поставлен.

Видеозаписи, театральные рецензии, отзывы зрителей в Facebook, театральные туры в Риге и Париже, а также номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» свидетельствуют об обратном и выставляют обвинение в абсурдном свете.

Петицию уже подписали больше 38 тысяч человек.

«Спасайся кто может»
По мнению Фаэр, речь идет не об экономическом преступлении, а о стремлении сломить человека.

«Начинает казаться, что зло, которое живет в России, не только стало хуже, но и сошло с ума. Оно полностью вышло из-под контроля. Как если бы на улицу вышел гигантский зомби, который готов укусить первого встречного. Спасайся кто может», — говорит Фаэр.

По мнению Фаэр, определить, в чем Серебренников действительно виноват, невозможно.

«Причиной может быть все, что угодно. Например, отпустил шутку или посмеялся над кем-то, например, из окружения президента», — говорит Фаэр.

«Это больше похоже на личную месть. По большей части люди, которые обладают в России властью, мстительны и мелочны».

По мнению Фаэр, наступил день, когда государственную машину стали использовать в личных целях для травли.

«Это позор».
По мнению Фаэр, Серебренникова осудили не за то, что его продукция имеет критический оттенок.

«Он достаточно критичен, но многие другие работают в таком же ключе. Это не основная причина».

По словам Фаэр, из того, что произошло, не надо создавать стереотип в том смысле, что за политическую критику всех сажают в тюрьму.

«Зло словно потеряло рассудок, помешалось. Как будто страной управляют дьявольские силы, и сам Сатана помешался», — говорит Фаэр.

Фаэр продолжает репетиции спектакля «Ошибка на границе» в Тампере. В этом спектакле сравнивают ситуацию на Украине и Зимнюю войну.

— Полиция Вас еще никуда не увозила?

«Пока нет», — отвечает Фаэр.

Нельзя допускать, чтобы страх вошел в жизнь.

«Конечно. Зачем бояться? Это непродуктивно».

«Если все время бояться, не сможешь жить. Я делаю то, что нужно делать. Вот и все».
<
lj-cut>
Премьера спектакля состоится в театре Telakka 10 октября в 19:00
http://inosmi.ru/social/20171004/240436335.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment