14 Октябрь 2017
Юрий Жигалкин
Намерены ли США внести "Россию сегодня" в список агентов иностранных государств? Агент: клеймо или статус? Насколько популярен телеканал RТ в США? Что получает Россия за миллиарды долларов, потраченные на RТ?
Эти и другие вопросы мы обсуждаем с сотрудницей Брукингского института в Вашингтоне Алиной Поляковой, американским публицистом Дэвидом Саттером и консервативным активистом, бывшим сотрудником организации "Достоверность в СМИ" Клиффом Кинсайдом.
На днях вашингтонцы увидели на некоторых автобусных остановках броские рекламные плакаты: "ЦРУ называет нас пропагандистской машиной, узнай, как мы называем ЦРУ" или такой: "Застрял в пробке, проиграл на выборах? Вали все на нас!" Подпись: "RТ", телеканал, прежде известный как Russia Today. Внимательный бруклинец мог заметить на улицах Нью-Йорка автомобиль, на дверях которого крупными буквами на черно-зеленом фоне выведено: "Смотри RТ и узнай, кто станет следующим объектом нашей хакерской атаки!".
Такую издевательскую рекламную ухмылку избрал российский телеканал в качестве публичного ответа в Соединенных Штатах на громкую критику со стороны американского разведсообщества, некоторых американских законодателей, экспертов по внешней политике и комментаторов.
Вплоть до начала нынешнего года RТ благополучно занимал свою скромную нишу в американском информационном пространстве, обслуживая, судя по всему, очень небольшую аудиторию и вызывая короткие вспышки внимания в основном скандальным уходом корреспондентов или готовностью идти в штыки, защищая линию Кремля, вопреки очевидным фактам, как например, в случае с уничтожением малайзийского авиалайнера над удерживаемой сепаратистами территории на востоке Украины. Но в январе, за две недели до прихода Дональда Трампа в Белый дом, американское разведсообщество обнародовало доклад, значительная часть которого была посвящена роли телеканала RТ, который, как утверждается в отчете, был важной частью инструментария Кремля, использовавшегося для подрыва западного "либерального демократического порядка". Учитывая число страниц доклада, посвященных RT, его значение в этой кампании расшатывания Америки было не меньшим, чем, например, значение тайных операций в киберпространстве.
.....
– Эта история с попыткой зарегистрировать RT как иностранного агента сейчас подается Кремлем и близкими к нему кругами как пример вопиющей русофобии. Россия, разговоры о враждебных действиях Кремля в самом деле не сходят со страниц газет. Как вы на это смотрите?
Российский адвокат Наталья Весельницкая и Дональд Трамп-младший в Trump Tower 9 июня 2016 года.
Российский адвокат Наталья Весельницкая и Дональд Трамп-младший в Trump Tower 9 июня 2016 года.
– Каждая встреча людей из окружения Трампа с русскими официальными лицами сейчас – это повод для неадекватной реакции американской прессы и наблюдателей. Но это на самом деле очень поверхностные реакции. Когда, например, CNN обсуждает встречу сына Дональда Трампа с представителями России, чтобы обсудить возможность получения информации о Хиллари Клинтон, они обсуждают это 35 минут. На разговор об убийстве Бориса Немцова и все вопросы, которые связаны с этим убийством, они найдут около минуты. Это показывает, что сущность проблемы, которая сейчас перед западным миром и перед Америкой, что мы хотим противодействовать информации, которую предоставляет RТ и другие органы русской дезинформации, но мы не хотим серьезно сами заниматься настоящим состоянием русского общества, русской политики, чтобы дать нужный контекст, чтобы оценить эту информацию RТ и "Спутника". Поэтому, когда люди смотрят или читают RТ, они видят, что это все как-то похоже на мнение политических оппозиционеров в Америке, они не понимают, насколько это направлено против Америки и насколько это ненадежно.
– Дэвид, вы оказались первым и пока единственным иностранным журналистом, фактически высланным из постсоветской России за свою профессиональную деятельность. Испытываете вы сейчас чувство удовлетворения при виде попыток заклеймить RТ как иностранного агента?
– Для меня это абсолютно не эмоциональный вопрос. Когда я был выслан из России, я предложил, чтобы наше правительство выслало корреспондента или корреспондентов RТ из Вашингтона не потому, что я особенно хочу отомстить, но просто потому что я считаю, что какая-то реакция на преследования, на ограничения западных корреспондентов в Москве должна произойти. Иначе они будут там работать без всякой официальной поддержки или защиты, как было в моем случае.
Когда это все случилось, Маргарита Симоньян объявила, что я сумасшедший из-за того, что я это предложил. Она обвинила меня в попытке цензурировать RТ. Я писал в письме ей, я сказал: "Маргарита, нельзя цензурировать RТ, потому что RТ уже цензурировано".
Но я думаю, что самое главное здесь не ограничение RТ, я предложил высылку корреспондентов RТ просто как меру, которая может помочь западным корреспондентам в Москве делать их работу.
Но самое главное для Америки, если мы хотим противодействовать русской пропаганде и деструктивной информационной политике в России, это просто объяснить людям, что происходит в России, что это – путинский режим, объяснить это нашим людям и также русским людям.
– Есть интересная параллель между RТ и "Аль-Джазирой", которая также решила открыть свой американский телеканал, приобретя уже существовавший канал Current TV у бывшего вице-президента США Альберта Гора. Катар инвестировал значительные деньги в этот проект, намереваясь конкурировать с CNN и обладая довольно серьезной профессиональной репутацией. Насколько известно, этот канал по популярности превосходил RТ, сайты "Джазиры" популярней сайтов RТ, тем не менее, продержавшись всего три года, Катар объявил, что проект закрывается в силу "неблагоприятной экономической ситуации". Из этой параллели просто напрашивается вывод, учитывая, что, согласно официальным данным, год вещания RТ стоит России 300 с лишним миллионов долларов, а за 10 с лишним лет она уже выбросила на этот проект по меньшей мере миллиарда 3.
Ясно, что RТ – это политическая операция
– Ясно, что RТ – это политическая операция, это имеет политическое оправдание. Русское правительство тратит очень много денег на то, чтобы иметь политическое влияние в странах, где у России есть сейчас плохая репутация.
– Можем ли мы сказать, что эти деньги российского налогоплательщика выброшены на ветер или все-таки Россия за эти деньги что-то получает помимо обвинений в подрывной деятельности?
– Россия ничего от этого не получает, но российский режим, естественно, получит. Потому что они в состоянии конфликта не только с собственным населением, но и с внешним миром. Они создают напряженность и неуверенность на Западе, самое главное, отвлекают внимание Запада от событий в России. В это время, когда все были озабочены ситуацией в американских президентских выборах, было важное событие – решение Европейского суда по поводу Беслана, был взрыв в метро в Санкт-Петербурге, было убийство Бориса Немцова и суд над предполагаемыми убийцами. Все эти события получили практически ноль внимания в западных средствах массовой информации, все было сосредоточено на вмешательстве России в президентские выборы.
https://www.svoboda.org/a/usa-today-rt/28794175.html