b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

В проект федеральной казны заложили расходы на усиление ручного управления

Полтора ужаса: экономисты объяснили, чего ждать от нового бюджета РФ
В проект федеральной казны заложили расходы на усиление ручного управления

Вчера в 19:54, просмотров: 4487
102217
Проект федерального бюджета на 2018–2020 годы уже вовсю рассматривается Госдумой, которая в конце этой недели, как ожидается, примет документ в первом чтении. В 30 килограммах бумаг, отправленных в парламент, содержатся важнейшие для жизни всей страны цифры: сколько денег государство собирается заработать и на что планирует их потратить. Что касается доходов, то тут в бюджете впервые закручен нефтяной кран в пользу поиска других источников поступлений, а структура расходов похожа на раскладку по текущему году.
С одной поправкой: 2018‑й — год выборов, поэтому на социалке в этот раз решили экономить поменьше.

Полтора ужаса: экономисты объяснили, чего ждать от нового бюджета РФ фото: Алексей Меринов
Пока в Госдуме идет сложный, но предсказуемый процесс по принятию проекта федерального бюджета, независимые эксперты провели собственное обсуждение главного финансового документа страны.

«Три отличительных черты проекта бюджета на 2018–2020 годы — излишняя жесткость, предвыборный характер и усиление ручного управления» — так охарактеризовал подготовленный правительством документ профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев на заседании Экономического клуба ФБК. То, что предстоящие выборы серьезно изменили акценты в расходах, видно на примере финансирования «социалки», поясняет экономист: в 2018 году заложен рост государственных трат на здравоохранение на 18%, на ЖКХ — на 73,6%.

«Однако положение дел существенно меняется сразу же в 2019‑м: по здравоохранению планируется снижение расходов на 7%, по ЖКХ — более 20%. Вот такие качели в бюджете создали выборы», — говорит эксперт.

Обращает на себя внимание и статья расходов на национальную экономику, в частности, графа «общеэкономические вопросы», добавляет Николаев. Если в 2017 году на нее полагается 19,7 млрд рублей, то потом виден стремительный рост: в 2018 году — 170 млрд рублей, а в 2020 году — 422 млрд рублей.

«Что такое общеэкономические вопросы? Это расходы на мероприятия по отдельным поручениям президента. Их объем сопоставим с текущими расходами на образование, а в трехлетней перспективе это в 5 раз больше, чем расходы на космос, и в 10 раз больше, чем на физическую культуру.
А ведь еще в 2015 году на эти цели расходовалось всего 1,5 млрд рублей», — отмечает профессор и делает вывод, что создание такого своеобразного «резерва» означает усиление ручного управления в экономике и совсем не характеризует бюджет как прозрачный. По его мнению, такой бюджет вряд ли обеспечит декларированную правительством задачу выйти на рубеже 2019–2020 годов на темпы роста выше мировых — то есть 3,5% ВВП в год.

Директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель в свою очередь напомнил, что оценить участие государства в экономике и объем расходов по функциональным направлениям сложно, когда в распоряжении есть лишь проект федерального бюджета, который является лишь частью бюджетной системы государства наряду с бюджетом расширенного правительства, верстаемом позднее. Он складывается из региональных бюджетов и внебюджетных фондов.

«Есть направления, в частности, нацоборона, нацбезопасность, правоохранительная деятельность, которые финансируются только из федерального бюджета.
А вот на образование средства тратятся в основном из региональных бюджетов, на здравоохранение — из внебюджетных фондов. Таким образом, оценить конечные расходы бюджетной системы по многим социальным статьям можно лишь с учетом расширенного бюджета», — подчеркнул Кнобель и сделал вывод, что в целом о бюджете на 2018 год и плановый период можно говорить со сдержанным оптимизмом.
По его словам, проблемы есть, эффективность расходов под вопросом, но структура казны выглядит лучше, чем в 2015 и 2016 годы, — расходы на нацоборону и безопасность придержали, на социалку — установили на стабильном уровне. «Как в том анекдоте: это ужас, но не ужас-ужас-ужас!» — вспомнил старый анекдот эксперт, характеризуя бюджет.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич со своей стороны напомнила, что в прошлые годы расходы на нацоборону действительно росли невероятными темпами: в 2015 году — на 28%, в 2016‑м — на 19%. «Если в следующих годах оборонка сбавит обороты, то это уже хорошо, но все равно бюджет — это не ужас, а полтора ужаса, — поправила коллегу эксперт.
— Что касается регионов, то тут чемпионом по расходам на нацэкономику является Москва, на втором месте — Санкт-Петербург, но у него уже в четыре раза меньше бюджет, а вся остальная страна ползет если не кладбище, то в другом известном направлении».


Инна Деготькова
http://www.mk.ru/economics/2017/10/24/poltora-uzhasa-ekonomisty-obyasnili-chego-zhdat-ot-novogo-byudzheta-rf.html
Subscribe

  • Совсем разные справедливости

    Справедливость в России – Естественное, свойственное каждому человеку представление о справедливости с помощью общественного договора переводится в…

  • Григорий Явлинский Доведение до войны

    Доведение до войны АВТОР Григорий Явлинский политик, основатель партии «Яблоко» До чего нужно было довести страну, чтобы в 2021 году буквально из…

  • BBC о практиковании в Израиле секс-терапии

    Алони установила близкие отношения с суррогатным партнером, работавшим с инвалидами, во время учебы в Нью-Йорке. Когда она вернулась в Израиль в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment