b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

За четырехметровой оградой

За четырехметровой оградой
17 Ноябрь 2017
Дмитрий Волчек

6 ноября Ассоциация адвокатов России за права человека получила сообщение о том, что бывший монах Михаил Баранов задержан полицией в Костроме после посещения Богоявленско-Анастасииного монастыря. В этом монастыре несколько лет располагался приют для девочек. Бывшие обитательницы монастыря рассказали Михаилу Баранову о том, что в приюте их истязали и морили голодом, и он решил снять об этом документальный фильм для своего проекта "Расцерковление".

Михаил Баранов сам провел в монастырях тринадцать лет, но теперь называет себя атеистом. Он дружит с Александром Невзоровым и помогает бывшим священникам и монахам, разочаровавшимся в Русской православной церкви. Во многом благодаря ему стали известны ужасающие факты издевательств над воспитанницами в православном приюте в Мосейцево, где погибла от побоев 13-летняя девочка. Его новому расследованию решила помешать настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря игуменья Иннокентия, к которой Баранов обратился за комментариями. Она и вызвала ЧОП, доставивший Баранова в полицию.

Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, поясняет: "Если Баранов был незаконно задержан, то ответственность лежит на органах полиции. Если же он был задержан по ложному доносу представителей монастыря, то Баранов имеет полное право предъявить претензии к монастырю. Нам нужно ответить на вопрос: государство нарушило принцип светскости, либо же власть реагировала на ложное сообщение".

Встреча Михаила Баранова с оставшимися в Никитском монастыре. Осень 2017
Встреча Михаила Баранова с оставшимися в Никитском монастыре. Осень 2017
Михаил Баранов рассказал Радио Свобода о своей судьбе, взглядах и о том, что произошло в Костроме.

– Как вы пришли к монашеству?

Я слушал все проповеди по радио "Радонеж", покупал книжки отца Кураева
– Через ревностное прихожанство. Я крестился на Пасху 1994 года в Оптиной пустыни. Мне тогда был 21 год. Мой отец в 80-е годы занялся духовным поиском и остановился на православии. Мы с ним ходили на проповеди отца Дмитрия Смирнова, который был в то время одним из немногих московских проповедников, произносивших живое слово. Естественно, я слушал все проповеди по радио "Радонеж", покупал книжки отца Кураева…

– Возможно, стремление к вере было связано с неустроенностью 90-х годов, ужасами дикого капитализма?

– Я бы не сказал, что к отцу Дмитрию Смирнову приходили неустроенные в социальном плане люди. Это была в основном интеллигенция и студенты. Мы приходили за духовной жизнью.

– Тогда у вас не возникало сомнений в верности выбранного пути?

– Нет. Я делал это потому, что душа просила, а не потому, что это было модно.

– Вы не учились и не работали, а жили только духовной жизнью?

– Почему же? Когда я стал воцерковляться, я изучал кибернетико-химико-технологические процессы в МХТИ имени Менделеева.

– И как однокурсники относились к вашим духовным поискам?

Я думал о том, как побороть свою плоть, как оставаться девственником в мире
– Я не находил никакого резонанса и поддержки, но ушел из института не потому, что стал православным, а потому что молодые специалисты не получали распределения, а студенты после пятого курса уходили в торговую сеть, на вещевые рынки. У меня был интерес к ручному труду, отец мой занимался ювелирной работой, и я понял, что инструмент для декоративно-прикладного искусства, для мягких материалов, кожи и ткани, никто не делает. И занял эту нишу, арендовал мастерскую на площади Маяковского, а потом продавал свою продукцию мастерам. Благополучие мне сопутствовало всегда, но я думал больше о том, как побороть свою плоть, как оставаться девственником в мире, а потом, если у меня появятся дети, как сделать так, чтобы они спаслись. Думал даже, что нужна их изоляция на православный хутор.

– Странно, что у молодого человека в 90-е годы, время вседозволенности, возникали такие желания.

– Я всегда размышлял о том: а что потом? Что же будет через шаг? Каков смысл меня в мире, если всех нас ждет смерть? Православная система мысли нашла ответы на эти вопросы. Но почему же люди бросили церковь после революции? Я сначала думал, что пришли силы зла, которым удалось это все уничтожить.

– А как вы сегодня отвечаете, почему такое произошло сто лет назад?

Должен быть настоящий вкус к борьбе с мракобесием, к такой борьбе, которой я занимаюсь в проекте "Расцерковление" – вот это настоящий атеизм
– Потому что этот "опиум" больше не работал. Люди видели контраст, понимали, что есть другая точка зрения на то, что священник говорил с амвона. Раньше церковь выполняла роль телевизора, объясняла, что мы не в силах противостоять засухе, наводнению, голоду, нужно смириться.
А если на нас нападал какой-нибудь Наполеон, то это нашествие антихриста. Но противоречия накапливались, сознание менялось, и неудивительно, что люди стали сжигать дома священников.
Недавно я снимал сюжет в селе Красноармейском, в Ивановской области, где священник благословил утопить множество кошек, решив, что в них вселились бесы.
И я заинтересовался историей этого храма, который прекратил работу в 1935 году, когда священник ушел в колхоз. Спросил теперешнего настоятеля, как это произошло: в какое-то воскресенье храм еще нужен общине и верующим, а уже со следующего все собираются, и священник говорит: "я потерял веру, правы ленинцы и атеисты, я иду в колхоз"? Или у самих прихожан пропал интерес к наполнению богослужения? Как мыслили последние прихожане закрывавшихся храмов? Вот этот момент РПЦ не исследует: как же менялось мышление людей, что им вера становилась ненужной?

Продолжение по ссылке
https://www.svoboda.org/a/28857311.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments