b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Финансовая ситуация в России - спокойный взгляд из спокойной страны

Финансовая ситуация в России — внешне стабильная, а внутри с перекосами
28.12.2017 13840
Беньямин Трибе (Benjamin Triebe)
В марте 2018 года Владимир Путин хочет в четвертый раз стать президентом России. При этом он не поддался искушению вести предвыборную борьбу с раздачей щедрых подарков.
Согласно недавно одобренному парламентом бюджету, центральный бюджет израсходует в будущем году номинально на 1% меньше, чем в 2016 году: примерно 16 500 миллиардов рублей (280 миллиардов долларов). В 2019 году расходы должны еще раз несколько снизиться. С учетом инфляции, даже если она, как в этом году, останется на рекордно низком уровне в 4%, получается реальное снижение расходов — и это несмотря на то, что допускается рост доходов. Для Кремля консолидация государственных финансов имеет первостепенное значение.

После шока с ценами на нефть
Еще в 2016 году дефицит центрального бюджета составлял 3,5% ВВП. С этим Россия вполне справилась. После падение цен на нефть более чем наполовину с середины 2014 года страна, зависящая от экспорта нефти и газа, готовилась к худшему. Это весьма неприятный минус, поэтому столь важен сбалансированный бюджет. В 2017 году дефицит составит, по словам министра экономики Максима Орешкина, менее 2%, что было бы значительно лучше, чем планировалось в начале года. В 2018 году благодаря бюджетной дисциплине дефицит должен снизиться до 1,3%, а в 2019 году — до 0,8%.

Однако внутри бюджета приоритеты расставлены весьма сомнительным образом. За прошедшие годы Россия сильно увеличила расходы на оборону и безопасность. На 2017 год эта статья была несколько снижена, и также в последующие три года расходы на оборону и безопасность — по крайней мере официально — должны оставаться на более низком уровне: в год менее 5 000 миллиардов рублей (85 миллиардов долларов). Однако их доля в общих расходах очень высока — около 30%.

Недостаточно внимания уделяется образованию и здравоохранению

При этом оказались обделенными другие статьи: на образование и здравоохранение в 2018 году предусмотрено вместе только около 7% бюджета — в пересчете примерно 20 миллиардов долларов. Если посмотреть реально, то расходы все же немного растут, однако в 2015 и 2016 годах было сильное подорожание, в то время как бюджеты тогда почти не менялись. Так что предстоит многое наверстывать. Между тем в 2018 году значительно сократятся расходы на социальную политику и экономику.
Хотя они и составляют свыше 40% бюджета — самая большая доля, но в то же время они получают большие дотации для хронически дефицитной пенсионной системы. Некоторые социальные расходы будут навязаны регионам, чье финансовое положение и так зачастую хуже, чем у центра.

Конечно, можно было бы и с уменьшенными расходами добиться большего, если бы деньги расходовались более эффективно. Однако по этому вопросу мало информации, а по одному — вообще никакой: секретная статья расходов государственного бюджета в 2018 году с долей в 18% похоже останется на том же уровне, что и в 2017 году. Самая большая часть этих средств каждый раз направляется на оборону, безопасность и вооружение — куда точно, это как раз и является тайной. Критики называют эту статью расходов магазином самообслуживания для военных и сил безопасности, а также для коррупционеров.

В всяком случае благодаря новому бюджетному правилу планирование расходов российского бюджета должно стать более надежным. Это уже не первое правило: еще в 2004 году Москва приняла бюджетное правило, затем поменяла его в 2008 году, исключила в 2009 году во время глобального финансового кризиса и ввела снова с 2013 года как модифицированное бюджетное правило. Москва отменила его в 2015 году, после того как упала цена на нефть. Последний шаг был предсказуемым, потому что это бюджетное правило не могло адекватно учитывать падение цены, а для России как экспортера сырья нет более важных показателей, чем цены на нефть.

Именно в 2018 году, в год выборов, Москва вводит теперь бюджетное правило, более рестрикционное и консервативное, чем старое. Как и бюджет 2017 года, бюджет будущего года предполагает демонстративно низкую цену на нефть в 40 долларов за баррель российского сорта нефти Urals. Он может быть лишь минимально изменен. Согласно новому правилу, все дополнительные доходы, полученные в результате цен на нефть, превышающих запланированные, не будут расходоваться, а поступят в резерв. Такой режим предусмотрен пока на переходный период. Когда бюджет будет стабильным, то это правило будет действовать перманентно, возможно, уже с 2019 года. Тогда может быть привязана и более высокая базовая цена на нефть, чем те 40 долларов.

Разворованные сбережения
Критики хвалят введение нового правила, но критикуют его негибкость. В случае повторного шока от цены на нефть новое правило не сможет так хорошо приспособиться к ситуации, как предыдущее, поскольку предполагаемая цена зафиксирована. Пожалуй, она будет суспендирована.
Если же, напротив, цена на нефть останется на нынешнем уровне в почти 65 долларов за североморскую нефть сорта Brent, то будут создаваться новые резервы. Они необходимы. В России есть два государственных фонда, в которые в лучшие времена поступали дополнительные доходы. Первый — это так называемый резервный фонд. Из него в прошлые годы финансировался дефицит бюджета, однако предположительно в конце 2017 году этот фонд будет исчерпан.

В конце 2014 года в резервном фонде было еще в пересчете 90 миллиардов долларов — свидетельство того, как сильно затронула Москву рецессия двух последующих лет.
Опустошенный резервный фонд должен объединиться со вторым фондом — Фондом национального благосостояния России. Однако этот второй фонд был создан не для финансирования бюджета, а для поддержки прогнившей пенсионной системы. В начале декабря в нем насчитывалось 3 900 миллиардов рублей, в пересчете 67 миллиардов долларов. Правда теперь он расходуется и на инвестиции, например, в инфраструктуру. Но Кремль не хочет использовать его для покрытия дефицита бюджета, как резервный фонд. Поэтому следует ожидать более высокой задолженности.

Оригинал публикации: Russlands Staatsfinanzen — aussen stabil und innen schief
http://inosmi.ru/economic/20171228/241107537.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments