b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Татьяна Черниговская Прорыв к письму

Прорыв к письму

Татьяна Черниговская, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ

Раньше чистописанию (или каллиграфии) в школе отводилось несколько лет, и этом был особенный смысл. Письмо воздействует примерно на те же зоны мозга, которые отвечают за речь, за умение формулировать мысли. Поэтому когда у детей возникают проблемы с речью, применяют методики, которые развивают мелкую моторику, детей учат собирать бисер, рисовать мелкие делали и так далее. Потому что это тренирует мозг. Более того, если вы поговорите с врачами, которые реабилитируют больных после инсульта, то узнаете, что им дают сложные моторные задания для пальцев — для мозга это оказывается восстанавливающим лечением. Когда мы нажимаем на клавиши, то, конечно, с мозгом тоже что-то происходит, но это несравнимо более простое действие, чем ручное письмо.

Мне удивительно, что ручное письмо пытаются отменить в Финляндии, где, как известно, чуть ли не лучшая система образования в мире. Один из аргументов сторонников отмены в том, что взрослым людям ручное письмо совершенно не нужно, они предлагают подсчитать, сколько за год пишет человек... И параллельно финны предлагают заменить письмо чем-то другим, разработать упражнения для развития моторки. Но зачем изобретать велосипед, когда есть чистописание?

Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать

Вы знаете, что в Древнем Китае претенденты на очень почетную должность чиновника должны были сдать всего два экзамена? Не на знание законов или математики. Они должны были показать мастерство владения каллиграфией и умение слагать стихи. То есть высокоразвитый человек должен уметь делать сложные вещи, которые требуют максимального мозгового напряжения. Это то, чего не умеет делать компьютер. Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать, уметь сочинять прозу и стихи, играть на музыкальных инструментах, доказывать теоремы.

В истории человечества было несколько чрезвычайно важных прорывов, выведших наш мозг на новый уровень развития. Первый из них произошел тогда, когда у одного из гениев человечества возникла идея так называемой внешней памяти: кто-то придумал записывать накопленную информацию, чтобы передать ее потомкам. Это был мощнейший когнитивный рывок, который когда-либо произошел с человечеством. Собственно, с этого начала зарождаться наша цивилизация.
Не менее важный этап произошел тогда, когда большая часть населения Земли стала грамотной и получила возможность писать. Хотим ли мы двигаться по этому пути? Если все же хотим, то нам нужен сложный мозг, который умеет понимать сложную музыку, сложные фильмы, сложную литературу.
Ну а если нет... Тогда мы пойдем по пути упрощения, станем этакими арифмометрами, будем учиться нажимать на кнопки, и ручное письмо станет пережитком прошлого. Выбор за нами.

https://www.kommersant.ru/doc/3513063?from=vybor
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments