?

Log in

No account? Create an account
b_n_e [userpic]

Не всплестнут...

Февраль, 2, 2018 (10:23)

Помнится ещё в школе услышал от школьного товарища цитату:
"Всплестнут руками с кафедр
Евклиды и Энгельгарды
2*2 = 4
Больше чем 5 миллиардов"

Вчера участвовал в похоронах однокашника
Потом пошли помянуть в кафе поблизости

Однокашников пришло 7 человек
Смотришь на публику и примеряешь к себе
На извечную тему о том кто будет последний
Я тут всегда вспоминаю ЛИЦЕЙ хоть нам было и далеко до него
Но проблема в другом
Люди реально и могли и хотели бы работать
Но почти везде одно и то же
Менегеры из ФСБ или такие же по уровню профессиональных знаний и мозгов
Закрывают и уничтожают (ради сдачи помещений или продаже под застройку) то что обязаны хранить
Это и керн и неоцифрованные диаграммы и карты и отчеты
Выгоняют тех кто хоть что-то еще помнит и понимает и нанимают блатных

И какие уж тут Евклиды и Энгельгарды
И что самое занимательное это то что как минимум двое из семерых за Путина
И не понимают или не признают, что существуй в стране частный сектор и рынок дано и просто конкуренцией расчистили бы площадку от этих кровососов
Обидно и за них и за себя

Comments

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 07:25 (UTC)
"О сколько нам открытий чудных"

И снова тут впереди держава
Как и с олимпиадой

В древнегреческих олимпиадах роль государств была просто нулевой
Каждый выступал за себя и не кормил банду прихлебателей и не играл роль домашнего театр при Чингиз-хане

Posted by: iv_g (iv_g)
Posted at: Февраль, 2, 2018 07:44 (UTC)

Мне всегда казалось, что геофизика живет большими циклами.
Много наработали, но старой аппаратурой.
Это морально устарело и теперь начнем все заново новой аппаратурой и еще более детальные съемки с еще более современной интерпретацией.

Как мне кажется, крупные компании, нефтяные в первую очередь, уже давно оцифровали или заканчивают оцифровку.
Если такие проблемы, это наверное, больше рудных меторождений касается?

Edited at 2018-02-02 07:44 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 08:01 (UTC)
Есть уникальные вещи

Сам каменный материал (который хранился в Поваровке, пусть и не самым лучшим образом)
Есть каротажки из давно пробуренных скважин (в том числе и по районам Чечни)
Бурение новой скважины это в лучшем случае десятки лимонов баксов
На крайнем севере на порядок дороже

Новая аппаратура используется редко
А то что делают на основе старой (в том же CGG или Schlumberger) мало отличается от других дел
Убежден, что на выходе у современных студентов в крупнейших ВУЗах весьма сомнительная каша
Её выкинут и попробуют примостить что-то из западной, но также сомнительной

Кстати, у меня есть пара красивых примеров (из свежих западных статей)
На конференции, которая будет на следующей неделе, планирую проиллюстрировать
"сумерки насущного"

Что касается крупных компаний то над керном и архивами их власть ограничена
Территориальные фонды и кернохранилища остаются и вне их собственности

Кстати у татар (в Бугульме) и у башкир (в Уфе) даже отчеты по керну и его обобщению выкинули

Edited at 2018-02-02 08:04 (UTC)

Posted by: iv_g (iv_g)
Posted at: Февраль, 2, 2018 08:19 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Я понимаю про уникальность керна и дороговизну скважин.
Крупные компании, на мой взгляд, уже взяли из архивов все что им нужно. Взяли и нужные описания керна.

Вопрос в том что геофизика очень циклична (порядка 30 лет): геофизику за свою жизнь максимум увидеть два полных цикла. И это при том, что инвестиционный процесс в государстве в целом нормальный, примерно, как в США, Австралии, Канаде.
Если инвестиционный цикл разрушается, то не будет и новых циклов в других отраслях, включая геологию и геофизику.
Или будут но на зарубежные средства и, скорее всего, не такой масштабный.

Новый цикл в российской нефтяной геологии и геофизике возможен только по нетрадиционной нефти.
В рамках традиционной почти все сделано и никому больше и не надо ничего. Вернее надо, нефтяникам, но совершенно даром.

Чтобы понять как близко к норме должно быть в новом цикле надо посмотреть на США и сланцевую нефть. Но для этого нужна коренная перестройка экономики России. Добывать-потреблять нетрадиционную нефть как традиционную это буквально "топить ассигнациями".

Edited at 2018-02-02 08:21 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 08:55 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Не всё так просто
Скажем в Татарстане и в Башкирии важна переинтерпретация (что недавно делали по Арлану)
А для полноценной переинтерпретации нужны зависимости (причем надо сопрягать старые и новые измерения)
Горизонтальные скважины и гидроразрыв это не панация

Что касается сланцевой нефти то там обставка еще сложнее чем с привычными колекторами
Неспроста американцы ориентируются на "сладкие кусочки", а не рвут всё подряд (каковые пламенные энтузиасты в России в наличии)
Бажен и доманик далеко не везде перспективны и с ними надо разбираться серьезнее чем сейчас делают или заложили во временное руководство ГКЗ

Был переход от 2D к 3D и к формам томографии в потенциальных полях и электроразведке
Добавились аэрокосмические игры
Повысилась точность полевой геохимии
Только вот петрофизику никто не отменял и не мог отменить и любая количественная интерпретация ровно в неё и в геостатистику упирается
Нет тут чисто технократического редукцианизма (чтобы пришел дядя Вася и на кнопку нажал и поползили нужные планшеты из плоттера)

Posted by: idelle_m (idelle_m)
Posted at: Февраль, 2, 2018 09:05 (UTC)
Фото_3

Безусловно, Вы правы.
Иной раз хочется бешено хохотать - при попытке объяснить специалистам (!!!) что не замеряется ни насыщенность, пористость, ни, тем более, проницаемость, не говоря уже о более хитрых параметрах.
Замеряются всего лишь токи и потенциалы, уровни радиоактивности пр. "физические поля" .

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 09:46 (UTC)
Тут по сути былые межведомственные

Тут по сути былые межведомственные перегородки и барьеры
Хотя чем сложнее объекты тем критичнее их разборка

И ещё
Всё таки разномасштабность
И эту тему все время прячут под ковер

Edited at 2018-02-02 09:46 (UTC)

Posted by: iv_g (iv_g)
Posted at: Февраль, 2, 2018 09:23 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Я бы мог вдаваться в детали вашего ответа: переинтерпретация по данным каких лет, чем вызвана необходимость и прочее, о реальных возможностях новых методов. Но не буду, а спрошу о главном.

Когда вы пишете "Горизонтальные скважины и гидроразрыв это не панацея" и пишете про важность переинтерпретаций и хранения старого это подразумевает, что нефть (коллекторы нефтяные) все такая же (почти такая же) традиционная и можно дополнительными ухищрениями получить хороший результат не начиная нового цикла. На последних "сладких кусочках" еще можно, а в целом по России, чтобы керн и диаграммы не выбрасывали, а старые специалисты были востребованы, то уже нельзя.

Старое хранят, чтобы оно стало частью большего нового, а не просто так. И вот если не начинать цикл нетрадиционной нефти, то это уже и не нужно. Но в России все хотят выехать на старом советском наследстве, доставшемся даром: ведь нашлись же люди, вложившие огромнейшие средства в 1960-1970-е -в Западную Сибирь, а не в электронную промышленность :)
Что и обеспечило супербум геологии и геофизики тогда, а теперь керн, каротажки и специалисты вдруг стали ненужными: бум за счет огромнейших безвозвратных (для СССР) вложений ушел.

И надо понимать, что конечная стадия развития нефтянки, куда она волей-неволей пришла и приходит - это горизонтальные скважины и гидроразрыв как панацея.
Хотя до этого в России пока далеко.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 09:44 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Трудно согласиться
По жизни для каждого объекта подсчитывают запасы и сторят геологическую а потом гидродинамическую и экономическую модели
Месторождение реально живет 70-100 лет
При этом оно вступает в разные стадии разработки и обычно и обводненности
Добыть нефть из месторождений на последних 4-5 стадиях реально и обычно дешевле чем в случае сланцевой нефти
Правильно посадить горизонтальную скважиныу без понимания куда и как надо посадить< чтобы избежать обводнения очень непросто
Так что и геологическая модель нужна и перподсчет запасов надо делать (хотя бы для тго< чтобы их списать)

Сланцевая нефть
И в плане (довольно узкие полосы для бажена) и в разрезе - не более 30-50 метров по вертикали (для аккумулирующей части) не так уж его много
Сейчас более модна тема ачимовки (которая порой похуже бажена по ФЕС)
Проницаемость и соответственно дебиты маленькие и быстрое заиление после гидроразрыва (против природы не попрешь)
Так что не исключено, что даже Колгуев и ближний шельф останутся более перспективными

И IMHO довольно наивно полагать, что публика не понимающая про ошибки измерения, идеологию ограничения и специфику софта сможет на нем принести пользу


Posted by: iv_g (iv_g)
Posted at: Февраль, 2, 2018 10:14 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Месторождение живет 70-100 лет только при наличии технологических революций: их было как минимум три: сейсморазведка МОГТ, 3D-сейсморазведка, горизонтальное бурение и геонавигация и гидроразрыв. И предел эффективности при существующих технологиях и, что не менее важно, при затратах на НИОКР в России почти достигнут.
России одни из самых низких в мире затрат на добычу. И они будут оставаться низкими, поскольку это в России главный источник ренты, поэтому и выкидывают старые материалы. Иначе надо будет учиться снимать ренту с интеллектуальных продуктов, как Эппл, Гугл и прочие.

В общем и целом традиционные месторождения - это уже не то, где следует ожидать бума: месторождения живут только за счет огромных старых вложений, которые жалко терять.
- - -
>> И IMHO довольно наивно полагать, что публика не понимающая про ошибки измерения, идеологию ограничения и специфику софта сможет на нем принести пользу

Я согласен с Вами в целом, но в частности виден совсем другой тренд (мои впечатления от выступлений представителей Яндекс Терра на конференции 07.2017)
https://iv-g.livejournal.com/1409481.html
Что самое главное: на той конференции намного более опытные "зубры" не нашли чего возразить Яндексу, пришлось говорить мне :(

Биг дата как теперь говорят "рулит" и лет через 10-15 при той низкой квалификации геофизиков, как Вы оцениваете, и при средних вливаниях инвесторов вполне может составить конкуренцию живым интрепретаторам. Может быть, и вас в Пангее тоже разрабатывают свой ИИ.

Шельф при уровне развитии технологии в России может стать чем-то значимым только при наличии зарубежных партнеров и никак не в Арктике (при нынешних ценах)

Единственная альтернатива сланцевой нефти для новых технологических бумов в геофизике - это будет бум Биг дата от Яндекса и это будет еще менее благоприятно :(

И что самое печальное для традиционной геофизики и геофизиков: бум Биг дата дешевле сланцевого бума и тем самым намного более вероятен.

Edited at 2018-02-02 10:26 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 10:53 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Всё-таки Yandex-terra это обработка сейсмики, а не её интерпретация
Принцип ВЕРИТЬ НЕ ВЕРИШЬ, А ВРАТЬ НЕ МЕШАЙ применяется часто
Они шевелятся примерно 4-ре года
При больших вливаниях куда-то и вырулят
Но это не мой вопрос

Зря Вы так о старых месторождениях
И Самотлор и Ромашкино еще вполне тянут

Тема Ачимовки Вас также не затронула, а совершенно напрасно - это новый тренд

Что касается ИИ и BigData то тут на мой вкус надо различать модные лозунги и реальную работу
Сильно я в IBM-ском Watson сомневаюсь
Данные для ИИ должны готовить специалисты и весьма квалифицированные
В принципе класс бьет качество на рутине
Но там где замыкается на эпистемологию и типологии все проблематично

Что может тут стать классом вопрос темный
Тот же Приезжев в прошлом году честно показал весьма сомнительные коэффициенты корреляции

И речь идет не о том что будет через 10-20 лет
Речь шла о СЕЙЧАС
Специалисты уходят и скоро будет сильно поздно

Posted by: iv_g (iv_g)
Posted at: Февраль, 2, 2018 11:12 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

Да, мне больше интересна полевая геофизика.
Но она не так долгоживуща как интерпретация ГИС: 3D-сейсмика, доразведка, максимум гравиметрический мониторинг разработки. Для полевой геофизики - 3D-сейсмика закрывает вопрос о месторождении.
У ГИС намного более долгий период актуальности почти все эти самые 70-100 лет месторождения. Поэтому для ГИС не так актуален вопросов бумов: работа есть почти всегда.

Уходящих специалистов скорее всего сможет заменить и заменит Биг дата. Потому как в геофизике очень много информации, которая не была отображена в учебной литературе, а если и была отображена, то в крайне неудобном виде. Основная масса информации рассыпана по периодике. Это с одной стороны оттягивает быструю цифризацию, но с другой стороны повышает ее актуальность: специалист потому и является востребованным, что обладает некими неформализоваными знаниями, которые могут потеряться в виду малого числа носителей

Понятно, что геофизическую Биг дату сделают зарубежом. Поэтому смотреть на российских авторов в этом вопросе не репрезентативно, но помогает понять куда ветер дует в мировом масштабе.
- - -
Кроме Яндекс-Терры есть более мелкие компании в Москве, которые в той или иной степени продвигают Биг дату в тех или иных геофизических направлениях. И в целом выпуск программистов больше, чем выпуск геофизиков, как в стране. так и в мире.

А что будет непосредственно СЕЙЧАС: нефтникам хватает своих специалистов, если не хватит, то завезут по импорту: китайцев и индийцев много :) Они может и не корифеи, но если есть явная дыра, то ее закроют :)

Edited at 2018-02-02 11:18 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Февраль, 2, 2018 15:34 (UTC)
Re: Есть уникальные вещи

IMHO
1) Для отложений под базальтаит или глубокозалегающих и со сложными разломами 3D недостаточно
2) BigData в современном понимании не сможет создавать новое знание< а лишь собирать обрывки старого
При этом правдоподобным станет переобучение
3) От китайцев и индусов пока есть надежда отбиться

13 Читать комментарии