b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

И снова по кругу: мужик мужика видит издалека. Беспомощный ищет сильного

И снова по кругу: мужик мужика видит издалека. Беспомощный ищет сильного
Жизнь без СССР
04.02.2018664424
Ян Яндоурек (Jan Jandourek)
Слово «мужик» мне напомнило известную фразу из чешского фильма «Гнездышки»: «Ты, скотина, напиваешься в сочельник, как мужик!»

Годами в нашем обиходе были такие слова, как «землянка», «стахановец» и до сих пор используемое слово «комсомолец», которое превратилось в ругательное — достаточно только добавить прилагательное в зависимости от политической ориентации говорящего.

Существует изречение Ex oriente lux, то есть «С Востока свет, с Востока силы!». Но мы, пожив в советском гравитационном поле, составили свое представление о Востоке, и в нем Восток — гнездо отсталости и мракобесия, которые воздействовали, в том числе, на нас. Тех, кто вынужден был во всем этом жить. Простые люди называли это «мужицким менталитетом», а академики — «гомо советикус», но смысл был один: речь идет об утрате культурных ценностей, которые мы приобрели за столетия существования нашей культуры. Но мы теряли их из-за физического и душевного насилия, которому подвергались. Кому-то это не нравилось, и он так и не смог приспособиться, а кого-то это просто душило, но он предпочитал молчать. Ведь никому не хотелось следующим утром оказаться повешенным или закончить свою жизнь в колодце.

Советских танков уже нет, остался экологический ущерб, ушли в мир иной или превратились в странных 90-летних персонажей коллаборационисты. Но для России мы по-прежнему остаемся ее заблудшей губернией, которая в итоге одумается и вернется в великое славянское лоно. Эффект от российской пропаганды очевиден, и за время работы российских структур влияния они оставили свой след. Влияние заметно и в среде политиков, и в среде простых людей. Почему же «мужицкий менталитет» так быстро у нас возродился, и есть ли шансы на перемены?

Слово «мужик» трудно перевести на другие языки, потому что оно вписано в контекст реалий, которых в других местах нет. Выражение «русский крестьянин» будет неполным переводом, как и «раб». Хотя и то, и другое — правда. Революционер Лев Троцкий интересовался ролью мужика в революции и описал его характер. Мужик с подозрением относится к городу, авторитетам, буржуазии и интеллигентному обществу. Он не верит в собственные силы, поэтому полагается на хитрость. На протяжении столетий русский мужик считал любого, кто одет по-городскому, немцем. По-видимому, причина в том, что многие возвращались из эмиграции и в глазах мужика выглядели слишком по-западному и «по-немецки». Поэтому казались ему подозрительными и враждебными.

Лев Николаевич Толстой идеализировал мужика, и, по мнению писателя, он был покорным, любил Бога и все страдания переносил на собственных плечах. Возможно, доля правды в этом есть, но неясно, хорошо ли это.

Также мужик ассоциируется с водкой, которая, правда, разрушала не только деревню, но и города. Так остается и по сей день. Правители России либо оставляли все как есть, потому что поделать с этим ничего было нельзя, либо, наоборот, использовали себе во благо.
Продажа водки приносила большой доход в государственный бюджет, или люди гнали ее самостоятельно и ничего не платили.
Воздействие на сознание мужика было неизменным.
Царю и его преемникам нужен был народ, который не обращает внимания на происходящее вокруг и предпочитает уходить в заторможенное состояние.
А чего еще желать какому-нибудь императору, если у него есть мужик, которому все равно, и которого можно опоить водкой, чтобы тот на поле боя проявил героизм? Героизм, на который какой-нибудь завсегдатай парижского кафе был бы неспособен.
У России, конечно, есть и свои гениальные фигуры, но сколько их могло бы быть, если бы столько людей не умерло безвременно или, может, вообще не родилось, и если бы огненная вода не наносила такого ущерба?

А есть еще «гомо советикус». Этот термин появился в одноименной книге Александра Зиновьева, которая публиковалась самиздатом в 70-х годах. Какими основными чертами обладает это существо?

«Гомо советикус» равнодушен к результатам своей работы, потому что все равно не получает за нее достойного вознаграждения. Он пассивен и избегает ответственности, не умеет мыслить критически и всего требует от государства. (Но знает, что государство останется глухо.)
При этом «гомо советикус» смекнул, что фраза «теперь все общее» — это липа, поэтому без претензий кое-что приватизировал из «общего», сделав при этом какое-нибудь остроумное замечание.


Тоталитарная система была своеобразным закрытым парником, куда лишь изредка проникало внешнее влияние.
На Запад мало кто ездил, да и «западные» редко попадали в мужицкие края. (Конечно, поездки случались, но до нормального уровня взаимоотношений между обществами было далеко.)
И поскольку скрывать, что в других странах живут совершенно по-другому, было невозможно, придумали такие понятия, как «позолота Запада».
Зрение трудно обмануть, поэтому то, что в какой-то стране дома окружают лесами, чтобы на людей не падала штукатурка (дело было не в ремонте), объясняли внешним впечатлением, за которым скрывается внутреннее убожество и гниль.
Так в России все остается и сегодня. Ты беден? Но у тебя чистая душа. Никакого гомосексуализма и других извращений.

Как назвать образ жизни, когда люди выживают, — стратегией или мужицкой хитростью — это неважно. Умный человек знал, что ему лгут и его самого заставляют лгать.
Мало кто способен всерьез воспринимать все резкие повороты: сегодня когда-то любимый Сталин — преступник, товарищ Сланский — агент сионизма; президент говорит, что денежной реформы не будет, а завтра ее проводят, и люди лишаются всех сбережений.
Один и тот же югославский лидер был одно время товарищем Тито, потом — кровавым псом, а затем — опять товарищем. Брежнев был великим интернационалистом, а потом раз — и превратился в символ застоя.


Так продолжалось год от года. Понимание того, что ты вынужден лгать, приводит к цинизму и к потере доверия к самому себе и к авторитетам.
Запротестовать — значит проявить определенный героизм, на который люди способны, но не все, да и со временем устаешь: когда ничего не меняется, желание жертвовать собой теряется.


После 40 лет близкого сосуществования мы унаследовали мужицкий менталитет и «советского человека», и даже 27 лет демократии не хватило, чтобы они исчезли. Скорее, наоборот, возродилось то, что после ноября 1989 года называли старыми структурами. Эти люди существовали всегда и всегда были активны, но теперь они сбросили маски и громко заявляют о своих псевдоценностях, поскольку часть общества это не беспокоит, или она, как мазохист, даже расхваливает все это.
Мужик мужика видит издалека, а мужик с низким положением высматривает себе мужика высокопоставленного.


Результат выборов важен, но если говорить о мужицком менталитете, то этот недуг надолго.
К сожалению, он поражает все социальные слои.
Господин Вывадил и Ленка Прохазкова не имеют ничего общего с бывшими пограничниками или разнорабочими.
Разум человека включает разные составляющие, и то, что кто-то способен их сочетать, еще не означает, что он способен мыслить.
У каждого есть свои пробелы (у кого-то они с красным оттенком), и вопрос в том, насколько они велики. Выздоровление затянется надолго.

Оригинал публикации: Kolem dokola: Mužik k mužikovi sedá. A ten bezmocný na lep mužikovi mocnemu
http://inosmi.ru/asviewedby/20180204/241350130.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment