b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Китайский авианосец с атомной силовой установкой: за и против

Авианосец с атомной силовой установкой: за и против

На этой неделе китайская корпорация судостроительной промышленности (China Shipbuilding Industry Corporation) официально заявила о новой задаче — строительстве собственного авианосца с атомной силовой установкой. Это корпорация является государственной организацией, а, следовательно, ее заявления о строительстве собственного авианосца с атомной силовой установкой являются официальными заявлениями Китая. Несмотря на то, что на следующий день после официального заявления о строительстве авианосца, по причине повышенного интереса СМИ, Китай старался скрыть эту новость и удалил исходный пресс-релиз, однако, без всяких сомнений, очевидна реальная цель этой программы.

Такой авианосец — дорогое удовольствие, однако плюсы атомной силовой установки всем известны. Одним их важнейших плюсов является отсутствие дымовой трубы, что, во-первых, дает больше место для посадочной полосы, а, во-вторых, позволит сократить палубные надстройки, которые так сильно придаются порицанию. Это не только увеличивает доступную площадь палубы, но и облегчает развертывание палубных самолетов на авианосцах. В-третьих, атомная силовая установка позволит увеличить запас хода самого авианосца, а также снизит давление подачи топлива. По причине того, что пространство, которое необходимо для ядерного реактора будет гораздо меньше, чем пространство необходимое для парового котла и топливных цистерн, то освободившееся место можно использовать для хранения авиагорючего для палубных самолетов, боеприпасов и провианта. Все это увеличит боеспособность авианосца. Вот они, причины из-за которых США начиная с 70-х годов прошлого века неуклонно идет по пути строительства атомных авианосцев. Китай в настоящее время начал развивать это направление, и, естественно, размышления о преимуществах таких типов авианосцев становится все больше.

Но конечно, я считаю, что нет необходимости во всестороннем анализе этого заявления. Не стоит сомневаться, что у Китая есть проект по созданию собственного авианосца с атомной силовой установкой. Однако если смотреть на скорость развития авиационной промышленности Китая, то можно предположить, что этот проект не будет похож на проекты авианосцев типа «048» или «002», никто не будет тратить так много сил на осуществление этого проекта. Ведь для Китая сейчас самое главное — приложить все свои усилия для завершения постройки авианосца типа «002». А также одновременно с этим развивать новые виды катапульт собственного производства. Если все пойдет по плану, то после завершения строительства авианосца типа «002», можно приступать к строительству собственного авианосца с атомной силовой установкой. Современный проект по строительству авианосца с атомной силовой установкой будет осуществляться только после того, как будут построены первые четыре авианосца, а может даже и позже. Это нам говорит о том, что в настоящее время Китай только стоит на начальных этапах развития атомных авианосцев, а именно разрабатывает ядерный реактор, который будет в центре всей двигательной системы авианосца.

Главным назначением ядерного энергетического реактора на суше является выработка огромного количества энергии, а основные требования ядерного реактора подводной лодки — низкий шум и сравнительно небольшой размер. А размер ядерного реактора на авианосцах должен быть больше, чем на подводной лодке, но меньше чем ядерный реактор на суше, однако его мощность должна превышать мощность ядерного реактора подводной лодки. Именно по этой причине устройство ядерного реактора на авианосцах сильно отличается от устройства ядерного реактора на подводных лодках.

Во-первых, попытки использовать ядерный реактор подводных лодок на авианосцах показали плохие результаты, а также продемонстрировали то, что таким способом не получится сэкономить деньги. Энергетическая установка французского авианосца «Шарль де Голль» включает два атомных реактора «К15», которые использовали на подводных лодках. На первый взгляд кажется, что такое решение помогло сократить, как и финансовые затраты, так и время разработки этого реактора. Однако, в действительности, стоимость вышла довольно высокой, а эксплуатация оказалась довольно сложной. Более того, проблема очевидной нехватки мощности атомных реакторов подводных лодок всегда создавала проблемы для французской армии.

Во-вторых, атомные реакторы подводных лодок отличаются функциональными свойствами от реакторов на авианосцах. В разработках и производстве тоже есть свои различия. Хорошим примером является разработка корабельного ядерного реактора в СССР. Советский Союз всегда брал пример с модели ледокола: сначала они разработали ядерный реактор для ледокола, а затем на полученных знаниях начали производить атомные реакторы для подводных лодок. Из положительных сторон можно отметить то, что таким образом использовались проверенные технологии, которые были отработаны во время создания ядерных реакторов для ледокола. А это, в свою очередь, гарантирует высокий уровень качества. Но отрицательные стороны заключались в том, во время производства атомных реакторов для подводных лодок использовались только технические знания по производству атомных реакторов для ледоколов. А поэтому, когда СССР необходимо было создавать атомные реакторы для надводных кораблей (тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144), из-за технических трудностей и временных ограничений, у союза оставался только один выбор, а именно, разработать новый атомный реактор на основе ядерного реактора для подводных лодок. В результате, из-за недостатка мощности, СССР пришлось устанавливать на крейсер еще и мазутный котел с целью обеспечить высокую скорость корабля.

А вот военно-морские силы США пошли другим путем: их корабельные ядерные реакторы сильно отличаются от атомных реакторов подводных лодок. Они еще давно создали отдельную отрасль по разработке корабельных ядерных реакторов. Во время того, как разрабатывался реактор с водой под давлением типа A2W, атомному авианосцу ВМС США «Энтерпрайз» не хватало мощности. Соединенным Штатам ничего не оставалось, кроме как дополнительно установить на авианосец еще целых восемь реакторов. Такое большое количество реакторов создает очень много проблем и хлопот, но США стараются не жаловаться. Стоит отметить, что такие реакторы можно называть «недостаточными» только по отношению к авианосцам, так как мощность реактора типа A2W превосходит ядерный реактор китайской подводный лодки типа 091/092 на 40%. А во время строительства атомных авианосцев типа «Нимиц», необходимая мощь (260 тысяч лошадиных сил) могла быть сгенерирована только с помощью двух модернизированных реакторов типа A4W.

Для сравнения, Китай ранее имел опыт только в разработке ядерных реакторов для подводных лодок, а из-за уровня технологий и капиталовложений, а также размеров атомных подводных лодок отечественного производства, уровень мощности китайских ядерных реакторов для подводных лодок может считаться довольно передовым. Однако, если необходимо будет построить атомный реактор для авианосца с водоизмещением более 70 тысяч тонн, то потребуется, как минимум, реактор мощностью в 200 тысяч лошадиных сил. А для Китая это задача пока трудноосуществима. Если смотреть на эту проблему с этой точки зрения, то для Китая практически невозможно за короткое время создать два ядерных реактора мощностью более 100 тысяч лошадиных сил, за исключением того, что Китай получит техническую поддержку США. Однако Китай может создать четыре атомных реактора мощностью от 50-70 тысяч лошадиных сил. С технической точки зрения, эта задача вполне выполнима, а, следовательно, такой вариант решения проблемы вполне реалистичен.

Фактически для создания собственного атомного авианосца у Китая осталась только одна проблема — разработка и производство ядерного реактора. В советское время строительство авианосцев осуществлялось на ГП «Судостроительном заводе им. 61-го коммунара», на нем использовался импортированный портальный кран, поэтому размер авианосцев зависел от размера стапельной площадки.
Однако, технические знания, накопленные Китаем в судостроительной промышленности, превосходят российские. В настоящее время современная инфраструктура по производству авианосцев претерпела большие изменения, сейчас она более модернизирована.
В такой области, как строительство авианосцев, современный Китай имеет больше возможностей, чем СССР на закате своих дней.

Оригинал публикации: 俄罗斯的忽悠水平还不如朝鲜Опубликовано 04/03/2018 21:10
016
Теги:ПОДЛОДКА
https://inosmi.ru/military/20180313/241685731.html
Subscribe

  • Совсем разные справедливости

    Справедливость в России – Естественное, свойственное каждому человеку представление о справедливости с помощью общественного договора переводится в…

  • Григорий Явлинский Доведение до войны

    Доведение до войны АВТОР Григорий Явлинский политик, основатель партии «Яблоко» До чего нужно было довести страну, чтобы в 2021 году буквально из…

  • BBC о практиковании в Израиле секс-терапии

    Алони установила близкие отношения с суррогатным партнером, работавшим с инвалидами, во время учебы в Нью-Йорке. Когда она вернулась в Израиль в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments