?

Log in

No account? Create an account
b_n_e [userpic]

13 мая - DEADLINE!, Выставка "Если бы наша консервная банка заговорила...Михаил Лифшиц и 60-е

Май, 4, 2018 (18:57)

Выставка в ГАРАЖЕ (Центральный парк в Москве)
Гениально подобранный материал
На глазах оживает совковая реальность (быт, книги, газеты и телепередачи)
Подобрано с большим знанием темы и вкусом (ни одной фальшивой ноты не заметил
Да и позиция самого Лифшица на фоне поп-арта смотрится адекватной

Синхронно еще несколько выставок (ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ и скульптура на тему "Красной шапочки без красной шапочки")

Comments

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Май, 4, 2018 15:59 (UTC)
Интересная подборка фото с выставки по ссылке

http://otzovik.com/review_6257638.html

Вообще-то по хорошему стоило бы там часов пять провести читая значительную часть выставленного и развешенного
А с пивом было бы интересно и репортаж с XXV съезда посмотреть

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Май, 4, 2018 16:41 (UTC)
Интересное обсуждение работ Лифшица

«Мы в этой истории попали на период любви скорпионов»
Дмитрий Гутов о «Кризисе безобразия» Михаила Лифшица
02.03.2018
7 марта в Музее современного искусства «Гараж» открывается выставка «Если бы наша консервная банка заговорила... Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», приуроченная к 50-летию выхода книги «Кризис безобразия». Художник Дмитрий Гутов, один из кураторов выставки и создатель «Института Лифшица», объяснил Анне Толстовой, почему «Кризис безобразия», разоблачавший модернизм в годы оттепели, когда либеральная интеллигенция, напротив, пыталась его реабилитировать, нельзя считать набором пропагандистских клише для борьбы с авангардом

У Лифшица важнейшая идея — надо различать, а не смешивать: внутри советского искусства, даже самого официального, из тех, кто премии получал и публиковался в журнале «Искусство» в 1937–1952 годах, были люди с прямо противоположными интенциями, взглядами.
Лифшиц писал: «Тот, кто говорит об этой эпохе в общей форме, минуя горечь внутреннего конфликта, продолжает именно худшее в них, догматическое единообразие».
Вот понимания «горечи внутреннего конфликта» у Гройса, мне кажется, как раз нет.

тут я копаюсь в архиве — и в одном его неопубликованном письме юному адресату встречаю: парень отказался на экзамене говорить какую-то шаблонную фразу, а Лифшиц ему пишет: «Некоторые условности нужно принять без рассуждений, как на военной службе. Истины религии, как медицинские пилюли, нужно глотать не разжевывая».

Звучит цинично.
Это не цинизм, это очень глубокая мысль. Он имел в виду фразу, сказанную Сократом, которого обвинили в непочтении к богам и к традиции, когда он принимал цикуту: «Мы должны Асклепию петуха». Вывод: не разменивайтесь на мелочи, не тратьте энергию на борьбу с ритуалами поклонения богам, не обращайте внимания на мертвые формулы.

в 1968 году — в программной статье «Либерализм и демократия» в «Вопросах философии» — Лифшиц пишет, что необходимо вытащить из запасников «всех Малевичей и Кандинских» и дать людям посмотреть.
Надо отделить гражданский вопрос от эстетического: гражданский вопрос — у этих художников есть право выставляться и обсуждаться, эстетический вопрос — совсем другое.
В этой позиции не только не было ничего фашистского: манифест «Почему я не модернист» — одно из самых антитоталитарных произведений в мировой литературе, поэма о том, из какой духовной атмосферы рождается фашизм и сталинизм и в чем тут вина модернизма.


Лифшиц гораздо ближе Хармсу и Платонову, чем нам кажется. Для понимания этого надо помнить его высказывание о Гегеле: «В формуле Гегеля "все действительное разумно” именно и заключалось утверждение о неразумности его». В хрестоматии 1937 года «Маркс и Энгельс об искусстве», которую Лифшиц считал своей главной книгой, он разработал метод высказывания своих идей через комбинацию цитат — как-никак школа ВХУТЕМАСа.
И там, в разгар большого террора, он публикует знаменитые страницы Маркса из «Экономическо-философских рукописей 1844 года», посвященные критике уравнительного коммунизма. Того грубого коммунизма, который весь построен на зависти и жажде нивелирования.
Те, кто что-то краем уха слышали про марксизм, уверены, что эти строки широкий читатель впервые узнал в 1956 году, на волне десталинизации.
При переиздании этой хрестоматии в 1957 году Лифшиц делает ее новую композицию, и теперь она начинается обширным разделом «Проблема революционной трагедии».

Точно так же Лифшиц, исходя из своего знания анализа античной трагедии у Гегеля, рассматривает и трагическую вину деятелей революции, и те обратные демонические силы, которые были вызваны на поверхность свободными творческими актами первых авангардистов.
Критикам манифеста «Почему я не модернист?» он отвечает: вы ничего не поняли — я писал о трагедии.

https://www.kommersant.ru/doc/3557382

Edited at 2018-05-04 16:51 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Май, 5, 2018 10:30 (UTC)
Отдельная тема - мелодии Дунаевского

Вроде и перебор в словах песен примитивной идеологии (играют сразу при входе)
И всё-таки позитивное настроение и мелодия
В целом выставка выстроена в линию нагнетания
Начинается с отрицания примитива и разгильдяйства, а кончается наездами на Солженицина

4 Читать комментарии