b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Стараться важностью цели оправдать убожество средств

Новые песни пишут те, у кого старые не вышли
Многократно наученный горьким опытом российский гражданин от смены чиновников ждет лишь увеличения налогового бремени и частокола запретов.
Слабым правительством в случае кризиса можно пожертвовать и усмирить недовольство.
© Фотослужба Государственной Думы
Сергей Лесков
Журналист, писатель

На этой неделе в России появится новое правительство. Кабинета еще нет, а задачи перед ним поставлены грандиозные. При этом для публики остается загадкой вопрос о том, имеется ли корреляция между масштабом перемен и масштабом личности кандидата на кресло в правительстве. Исторический масштаб преобразований никоим образом не наполняет сердца граждан тревожным и радостным ожиданием. Общество находится в состоянии прекраснодушного безразличия к предначертаниям и их будущим творцам. Многократно наученный горьким опытом российский гражданин от российского чиновника ждет лишь увеличения налогового бремени и частокола запретов в человеческой жизни.

Напомню основные положения президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года», который подписан в торжественный день инаугурации. Через шесть лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, экономический рост должен обогнать мировой, инфляция не должна превышать 4%. Россию ждет научно-технологический прорыв на фундаменте цифровых технологий. В социальном боке правительству поручено снизить в два раза уровень бедности и поднять продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а потом – даже до 80 лет. Коэффициент рождаемости должен вырасти до 1,7. Необходимо обеспечить место России в десятке ведущих стран по качеству образования. Дух захватывает, лежавшая на боку экономика пойдет вскачь в темпе спринтера!

Народу обещаны райские кущи, но он пребывает в безмолвии. Быть может, главный политический вывод, который сделало общество в постсоветской истории, состоит в том, что верить политикам невозможно и слушать их необязательно. Для политиков обещания важнее исполнения. А для народа – важна не программа, а облик того, кто произносит речи. Думаю, русская политика подобна «Евровидению», где содержание песен на чужом языке никого не волнует, все решают антураж и имидж.

«Даже в советское время в такие обещания не верили»
При этом, по опросам социологов, в обществе крепнет запрос на преобразования. Но какие именно? В основном это ностальгия по советскому прошлому. К политическим реформам граждане относятся с равнодушием, но мечтают о социальных гарантиях. Патерналистские настроения – самый устойчивый тренд русского общества во все эпохи. О причинах таких настроений написаны диссертации, и надо признать, что даже в просвещенном и относительно демократичном XXI веке в России самым непреодолимым дефицитом является селф-мейд-мен, без которого немыслим прогресс в западном понимании. К власти и преуспеянию в России приходят иными путями, и эти пути подчеркивают растущую дистанцию между Россией и развитыми странами.

Новые песни пишут те, у кого старые не получились. Обращает на себя внимание то, что в новом кабинете нет людей, которые ассоциируются даже не с глобальными реформами, а просто с переменами. Любопытно, что все вице-премьеры старого правительства потеряли свои прежние посты, но в новом варианте большинство лишь пересело на новое направление.
Просто музыканты из басни Крылова. Колода перетасована, и на столе старые карты. Ни козырей, ни джокеров. И это говорит о том, что правительство у нас собирают не по деловым качествам, а прежде всего, по принципу надежности. В этом секрет непотопляемости Виталия Мутко, имя которого при оглашении списка даже в сервильной Госдуме вызывает хохот.

Все чаще наши реалии напоминают рассуждения Фигаро о политике: «Стараться важностью цели оправдать убожество средств». Думаю, сегодня власть стоит на трех китах. Цель политики – тотальный контроль. Поэтому столь нежелательны массовые проявления недовольства, которые следует предвидеть и гасить в зародыше. Цель экономики – накопление средств, о чем говорит рост влияния Минфина и карьерный взлет Антона Силуанова до первого вице-премьера. Очевидно, принято решение поплотнее, в расчете на черный день, заполнить амбары на фоне опасений по поводу ужесточения западных санкций. В этой ситуации накопление важнее развития. Кстати, дополнительные средства от роста нефтяных цен будут, как требует закон, направлены не на расходы, а на приобретение валютного резерва с размещением в надежных (то есть западных) авуарах.

Дело на 25 триллионов
А третий кит – это терпение русского народа. Если людей слегка подкормить, как обещано, терпение стократ возрастет. Самые высокие чиновники говорят о том, что общество скатывается из бедности в нищету, где мыкается около 20 миллионов человек. Ничего не меняя, не отпуская вожжи, людям надо помочь. Тогда редкие дезадаптанты и смутьяны вовсе потеряют социальную почву для поддержки. В этом главная суть задуманной модернизации.

У власти, судя по всем заявлениям, сложилась уверенность, что экономика и общество в целом адаптировались к переменам, случившимся после 2014 года. Запас прочности далеко не исчерпан и можно еще долго ждать, когда уставший Запад изменит установки. Тактика, которую в трактовке Толстого исповедовал народный фельдмаршал Кутузов, победивший в итоге «брата мусью».

И, конечно, в таком правительстве нет места Алексею Кудрину, которого, согласно ходившим слухам, предполагали поставить на восстановление связей с Западом. Люди, принимающие решения во власти, дали четкий сигнал, что воспринимают Кудрина всего как бухгалтера и аудитора, которому можно поручит лишь Счетную палату. Но это значит, что на преобразованиях, которые были предложены Центром стратегических разработок, поставлен жирный крест. Какой трагический сюжет - реформатору предложено переквалифицироваться в ревизора и охранителя старых уложений…

Точно так же будут отторгнуты властью предложения Столыпинского клуба. При всей несхожести Кудрин и Борис Титов для власти - это отъявленные карбонарии, которые угрожают стабильности системы. К тому же радикальный экономический рост требует экономических и политических свобод, а это потеря контроля и ползучая «оранжевая» опасность.

Что касается слабости правительства, то почему это плохо? И кому - плохо? Ну да, для общества - плохо, а для реальной власти – очень выгодно. Слабым правительством в случае кризиса можно пожертвовать и усмирить недовольство. Когда это может произойти?
Через два-три года, к середине президентского срока министры должны представить первые результаты обещанных достижений.
Но покажите мне оптимиста, который поверит в счастливый оборот событий.

Сергей Лесков
https://www.rosbalt.ru/blogs/2018/05/14/1702639.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments