b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Лауреат Нобелевской премии Константин Новоселов

— Наверное, все-таки важны взаимоотношения художника и предмета?

— У меня есть учитель в Китае, он учит меня рисовать. Несколько лет я рисовал то, что называется у них «four gentlemen», — бамбук, лотос, сакуру и ее цветение, орхидеи. Я их честно рисовал, а он улыбался и поправлял. Я старался. Мне было интересно, и я старался. А потом, в конце концов, почему-то нарисовал велосипед. Не знаю почему. Учитель всплеснул руками: «Ну наконец-то! Наконец-то ты нарисовал что-то китайское». Сам объект совершенно не важен, важны посыл и впечатление, которое он производит.

— Есть какое-то пересечение между тем, что вы получили от китайского учителя, и тем, что слышали от учивших вас физике?

— Это очень сложный вопрос. Дело в том, что можно научить физике или научить писать формулы. Физика — набор фактов, которые мы знаем и как-то комбинируем, а наука — это о том, как производить новое знание. Научить науке невозможно. Вы не можете во сне увидеть новый анекдот. Нельзя понять, откуда берется новое знание, как его произвести. Как из линий, комбинаций, фактов, которые записаны во всех учебниках, берется что-то, чего люди раньше не знали. Для этого рецептов, к сожалению, нет. Это каждый находит сам. Обычно я подхожу к столу, рисую и просто выбрасываю. Но однажды вдруг рисуешь и понимаешь: вот, получилось, оно. Откуда появилось это новое, что получилось правильно, и почему я больше никогда этого не смогу воспроизвести? Наверное, это то, что люди называют вдохновением. И, думаю, это очень сильно перекликается с созданием нового в науке.

...........

— Ощущение нестабильности является мотивирующей силой или депрессирующим фактором?

— Это одно и то же, наверное. Я называю это «выйти из зоны комфорта». Нужно выйти из нее и постоянно чувствовать себя несчастным и неудовлетворенным, и пытаться куда-то идти — это единственный источник прогресса или инновации. Тот момент, когда вы засиделись и поняли, что вам комфортно, — это тот момент, когда нужно куда-то бежать.

— Вам не становится плохо, когда дискомфортно?

— Конечно. Вы слишком личные вопросы задаете (смеется).

— У вас же есть докторская по философии, вы можете увильнуть философским способом.

— Ну нет, мы же договорились честно разговаривать. Да, однозначно, мне нужно, чтобы был дискомфорт, чтобы мне было плохо. Это меня подталкивает. Когда комфортно, мне становится страшно. Я понимаю, что где-то чего-то еще не сделал. Ну где вы видели удовлетворенных ученых или художников?

Интервьер Ксения Диорова
http://style.rbc.ru/people/5b0d3e7e9a794732b6c7328b
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment