b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Менять надо не Конституцию, а принятые Думой законы

Морщакова поспорила с Зорькиным о «конституционной реформе»
«Пенять на Конституцию — объективно неверно»
Аналитики продолжают обсуждать статью главы КС Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции», которая дала повод говорить о перспективе реформы основного закона. Бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова прокомментировала нам тезисы публикации.

Валерий Зорькин отмечает несколько недостатков действующей Конституции. В частности, это «крен в пользу исполнительной ветви власти», отсутствие баланса в этой области.

Также автор считает, что полномочия между президентом и правительством распределены недостаточно четко — как и определен статус президентской администрации, а также полномочия прокуратуры.

По мнению главы Конституционного суда, 12 статья Конституции «дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти»,

Кроме того, в статье Валерия Зорькина отдельная глава посвящена социальной справедливости, точнее несправедливости. Из характера жалоб в КС он делает вывод: главный источник напряженности в обществе сейчас — это социально-экономические проблемы и недостаточная защищенность социальных прав россиян.

Тезисы Валерия Зорькина комментирует доктор юридических наук, профессор, в 1991-2002 годах судья Конституционного суда Тамара Морщакова.

«Возможность противоcтояния между органами местного самоуправления и органами государственной власти всегда будет вытекать из того, что местное самоуправление отделено от государственного управления, оно не находится в подчинении у органов госвласти.

Другой вопрос, что существует распределение компетенции на разных уровнях публичной власти. Государственная власть субъекта федерации по уровню выше местного самоуправления, она имеет свои предметы ведения. А самоуправление должно выполнять функции организации жизни на местах/

Но, к сожалению, у населения нет никаких средств осуществлять самоуправление и организовывать свою жизнь на местах, потому что финансово местное самоуправление практически ни чем не обеспечивается.

Вопросы о том, как должны соотноситься правомочия и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, конечно, требуют уточнения - через определение объемов финансирования, круга местных налогов и решаемых местным самоуправлением задач, которые не должны являться объектом вмешательства со стороны государства. Естественно, если государство не передает ему часть своих функций и до тех пор, пока местное самоуправление не нарушает установленные для всех властей запреты.

Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами характеризуется «креном» в сторону федеральной власти. Нельзя сказать, что это вытекает из Конституции, - ведь сфера совместного ведения федерации и ее субъектов более обширна, чем исключительная сфера действия субъекта и местного самоуправления. Но нет никакого механизма для защиты полномочий субъекта федерации от вмешательства федерации в том случае, если он действует даже в сфере своего исключительного ведения.

В законодательстве не конкретизируется, как поступать в случае, если федеральная власть принимает решение по предмету исключительного ведения субъекта. В Конституции записано, что закон, принятый федерацией в сфере исключительного ведения субъекта, не действует, а действует закон субъекта. Но механизм для эффективного предотвращения ущерба субъектам федерации не предусмотрен. В этом виновата не Конституция, а законодательство.

Однако это проблемы юридические, но есть и более важные проблемы - социальные. Утверждение о том, что они являются следствием введенных против России санкций — сомнительно. Социальные проблемы у нас существовали и до введения санкций. Расслоение в обществе, которое анализирует в своей работе Валерий Дмитриевич Зорькин, возникли задолго до санкций.

Конституция требует социальной справедливости. Как получилось, что на фоне этого требования у нас в стране такой разрыв между доходами 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных? В Конституции записано, что Россия - социальное государство.

«Причинителем» социальных бед является не Конституция, а то, что вопреки Конституции в законодательстве каким-то образом появляются отступления от конституционных норм. Иными словами, законодательство во многом противоречит конституционным требованиям. Вся деятельность Конституционного суда демонстрирует, что от раза к разу устраняются частные случаи отступления законодательства от Конституции. Пенять на Конституцию — объективно неверно, так же, как неверно пенять на санкции в связи с существующим уровнем расслоения в обществе».

https://www.mk.ru/politics/2018/10/10/morshhakova-posporila-s-zorkinym-o-konstitucionnoy-reforme.html
Subscribe

  • Совсем разные справедливости

    Справедливость в России – Естественное, свойственное каждому человеку представление о справедливости с помощью общественного договора переводится в…

  • Григорий Явлинский Доведение до войны

    Доведение до войны АВТОР Григорий Явлинский политик, основатель партии «Яблоко» До чего нужно было довести страну, чтобы в 2021 году буквально из…

  • BBC о практиковании в Израиле секс-терапии

    Алони установила близкие отношения с суррогатным партнером, работавшим с инвалидами, во время учебы в Нью-Йорке. Когда она вернулась в Израиль в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment