b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Category:

La Repubblica (Италия): расскажи мне еще раз о любви

La Repubblica (Италия): расскажи мне еще раз о любви
14.02.20191283
Массимо Рекалькати (Massimo Recalcati)
Этой фразой злоупотребляют больше всего в мире. Но что же мы в действительности хотим сказать, когда произносим: «Я тебя люблю»? И почему многие пары после расставания начинают ненавидеть друг друга?

Пусть приближается день Святого Валентина, но знаменитый психоаналитик предупреждает: «Хватит сюсюкать. Настоящая любовь — совсем не в этом». А вот в чем.

Психоанализ разоблачил веру людей в идолов и в идеалы самого разного рода. Под воздействием этой ударной волны даже самые самоотверженные и выражающие солидарность чувства оказались лишь жалкими масками, скрывающими жажду удовлетворения собственной потребности.

В глубине человеческой природы добрые чувства найти невозможно, есть лишь импульсивная потребность, которую человек стремится удовлетворить. У истоков жизни, как утверждал еще Гоббс, лежит вовсе не любовь, а война всех против всех.
В таком случае, что если любовь, о которой в любое время звучало множество слов и размышлений, — это всего лишь заблуждение? Что если человек в глубине души хочет только потешить свое эго, что если сама природа бессознательного изначально преступна, что если импульс нацелен только на удовлетворение, как объясняет Фрейд?

Как же в таком случае может существовать самоотверженная любовь? Что если это всего лишь акт преподнесения себя Другому, способному отвлечься от нарциссизма? Как же может существовать любовь, обращенная не только к самому себе?

Ненависть древнéе и изначальнее, чем любовь, писал Фрейд. Прямо на наших глазах происходит индивидуальный и коллективный рост бескультурья ненависти, антилюбви, отказа, сегрегации, отторжения Другого, в каком бы образе он ни предстал. Ненависть — это защитная реакция, направленная на то, чтобы оградить жизнь, находящуюся под угрозой, беззащитную, как сказал бы все тот же Фрейд, перед чужеродной и враждебной природой мира.

Если бы мы забыли эту истину, мы свели бы любовь к приторности добрых чувств или, точнее, если использовать категорию психоанализа, к вытеснению ненависти. Но именно в связи с тем, что первое стремление человека, самое изначальное, — это стремление к замкнутости, к защите, страх перед «чужеродным и враждебным» миром, возможность любви не может абстрагироваться от этого первородного и доминирующего свойства ненависти. Вот почему нас так поражают проявления самоотверженной любви.

Мы, возможно, все меньше удивляемся беспредельному ужасу и все больше — проявлениям любви и солидарности.
Тем не менее очевидно, и не только специалистам по психоанализу, что даже там, где есть любовь, всегда просвечивает определенная двойственность чувств: я тебя люблю, но раз ты заронил во мне чувство нехватки, разлуки — раз мне тебя не хватает именно потому, что я тебя люблю — ты вселяешь в меня страх, я не могу доверять тебе, ты представляешь опасность для моей личности, и, следовательно, я ненавижу тебя.

Любовь — подлинная альтернатива ненависти, только когда она самозабвенно вмещает в себя масштабы чувства разлуки, которые открывает в нас опыт любви. Речь идет о противоестественном процессе: я люблю того, в ком причина моего ощущения разлуки. Как такое возможно? Условие любви состоит в формировании дружеских отношений с ощущением нехватки и разлуки. Только приняв нехватку, разлуку, можно любить, то есть чувствовать, что мы скучаем по тому, кого любим. Однако бывает любовь, заканчивающаяся ненавистью и разрушением.

Очень часто это более идеализированная любовь, та, в которой невыносимое, неприемлемое исключено, так как любовь была обращена к прекрасному образу Другого, а не к его самым невыносимым глубинам. Далее так или иначе случается, что этот невыносимый лик неожиданно и фатально прорывается на поверхность, все рушится, ломается, рассыпается, и от любви не остается больше ничего.
Любовь, заканчивающаяся ненавистью, — это та, где невыносимое зачеркнули, где любили только идеальный образ Другого, то есть образ, отвечающий нашим ожиданиям.

Поэтому Лакан говорил, что любовь, достойная этого названия, умеет любить в Другом все, а следовательно, и самую невыносимую его часть. Это наставление проходит через всю любовную жизнь и переворачивает любую форму связей между людьми: ненависть сменяет любовь, когда идеализация уступает место разочарованию, и это происходит особенно легко в тот момент, когда за очарованностью Другим мы стремимся скрыть собственные недостатки.

В противоположность этому долго длится любовь, в которой человек способен принять невыносимое в Другом, то есть приемлет в нем и разделяет с ним то, что представляется совершенно неприемлемым.

Таким образом, следует добавить: если любовь подразумевает, что любить нужно не какие-то качества Другого, а «все» в нем, то ничто никогда не позволит любящим друг друга людям стать «единым целым», совпасть друг в друге. Каждый в действительности будет ограничен «неполнотой», и это неустранимая истина любых отношений.

Знаменитый миф Платона об андрогине не раскрывает правды о любви: целью любви никогда не может быть стремление восстановить целое. Скорее, любя, мы переживаем опыт утраты целостности, познания собственной неполноты и уязвимости.
Любовь с этой точки зрения не восстанавливает неполный круг, не врачует раны, а открывает их, вынуждая нас столкнуться с чувством нехватки, с неполнотой.
Но если мы не можем стремиться к целостности — а именно это происходит в тоталитарных режимах, где масса любит своего лидера и чувствует себя любимой им, ощущает себя «целым» — то любовь может быть подлинной альтернативой ненависти, а не только ее роковым продолжением.

Любовь скатывается к ненависти, лишь когда открывается рана, которая должна была иллюзорно зарубцеваться, но если любовь, напротив, является раной, если это опыт переживания неполноты, то реализоваться он может не в обнаружении целого, а в его утрате. Таким образом любовь становится огромным противоядием против любой формы ненависти, потому что благодаря ей у нас появляется возможность принять свое чувство неполноты.

Дело в том, что Фрейд не понимает более глубинной истины посыла христианства. Он сводит любовь к ближнему к непреодолимому противоречию: почему я должен любить неизвестное? Чужеродное? Или даже то, чего я не выношу? И как признать это неверным?

Но недостаток его рассуждения состоит в том, что он не понимает: «ближний», как объясняет Лакан, это прежде всего самая диссонирующая часть меня самого.

Любовь всегда предполагает принятие этого «внутреннего ближнего», того невыносимого, которое я ношу в самом себе. Тогда тот, кому я объясняюсь в любви, уже не является идеальным представлением меня самого, нарциссистским зеркалом, благодаря которому мой собственный образ становится достойным любви; он становится встречей с тем, чего я не хочу, чего я не могу иметь и чем я не являюсь. Это несовпадение — на самом деле наиболее глубокое чувство в любых любовных связях.

Поэтому не бывает любви без свободы, без уважения к свободе Другого. Поэтому насилие не может быть частью любви, оно становится самой крайней формой ее профанации. Каждая любовь подвергает нас скорее риску утратить часть самих себя, а не дает нам возможность, как полагал Платон, обрести эту часть.

Но этот риск приносит с собой несравненную радость, благодаря которой любовь становится самым мощным существующим в мире антидепрессантом: она дает нам паузу, передышку в бесконечном страдании мира. Убежище? Укрытие? Логово? Когда мы переживаем опыт любви, мы переживаем опыт приостановки бессмысленного ужаса, сопровождающего существование.
Мое существование, как только в нем появляется любовь, уже не дрейфует, оно перестает быть «лишним», оно становится, как сказал бы Сартр, желанным в своих мельчайших деталях, «нужным», «ожидаемым», «спасенным». И это стоит очень многого.

Массимо Рекалькати рассказывает о любви при помощи языка психоанализа и цитат из кинематографа в своей программе на телеканале «Райтре» (Raitre).

https://inosmi.ru/social/20190214/244556276.html
Subscribe

  • Законы жанра?

    Русское географическое общество и Министерство науки и высшего образования России 30 апреля 2021 года заключили соглашение о сотрудничестве.…

  • Поправка на побочную смертность (учет роста продаж пальмового масла)

    Смертность от COVID через общую вычисляют Но есть и другие факторы В частности - рост потребления в РФ пальмового масла Пора учитывать…

  • Радио СВОБОДА

    Казалось бы повесили в общественном месте бумажные плакаты Допустим причинили материальный ущерб Можно штраф заплатить А уголовка то за что?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments