b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Category:

Может ли Россия считать Святую Софию в Стамбуле своей реликвией?

"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
Сейчас храм стоит без креста, с минаретами по углам

Сто лет тому назад в России почти не осталось тех, кто мечтал отвоевать Константинополь и водрузить православный крест над Святой Софией. Мечту эту вытеснила еще более безумная — о мировой революции; прошло время — умерла и она. Храм, однако, стоит — уже полторы тысячи лет.

Он стоит без креста, с четырьмя копьями-минаретами по углам; из-под главного купола убран (замазан) лик Спасителя и взамен того подвешены щиты с именем Аллаха. Но остались стены, остались великолепные византийские мозаики. Собор превращен в музей. Сегодня это самый знаменитый и притягательный музей Стамбула. Однако турецкие власти демонстративно читают здесь суры из Корана.

В Евангелии есть знаменитый сюжет о троекратном отречении: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение.

Но не только ничего не закончилось, а и отречение вошло в привычку и стало приносить своеобразное удовольствие. В конце марта президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял разговор о том, что храм следует превратить в мечеть. В благотворительных целях, конечно: чтобы можно было не платить за вход. Очевидно, в тех же благотворительных целях здесь снова начали читать Коран во время Рамадана.

Как же отреагировала Россия?

Официально Россия не отреагировала. Но вот некоторые российские СМИ федерального значения проявили себя с замечательным бесстыдством. Кое-кто написал о «переменах в главной мечети Турции» и «изменении статуса главной мечети Турции». Кто-то написал о «преобразовании» собора и о том, что он «уже был мечетью, Эрдоган предложил снова превратить его в мечеть». Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов!

Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее.

А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада.

Что же до благотворительности — не надо обманываться. В Стамбуле три тысячи мечетей. Коран в Софии читают, «чтобы знали: это — наше». Вот чтобы конкретно мы с вами знали, потому что католическому миру София безразлична.

И не надо тешить себя надеждами, что инициатива Эрдогана — голый пиар и что никто не позволит, никому не надо скандала.

Во-первых, пиар Эрдогана — не на пустом месте. Когда в декабре 2017 года я была в Стамбуле, наш турецкий гид, улыбаясь, говорил: пусть с минаретов звучит призыв на молитву, ведь, цитирую, «мусульмане хотят здесь молиться, а христиане не хотят». Притом гид никак не производил впечатления человека повышенной набожности — то есть даже турки более-менее светские способны мыслить таким образом и не затрудняются это высказывать людям иной культуры.

Во-вторых, сейчас ничто не позволяет надеяться, что грозный скандал действительно воспоследует — так, разве что вялое шебуршение. Турецкая власть, очевидно, прощупывает и потихоньку готовит почву.

И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель.

Первый вопрос: а что мы вообще можем сделать? «Опять крест над Святой Софией, да?»

Мы — и как граждане, и как государство — можем сделать очень многое.

Как граждане мы можем воспринимать Святую Софию как храм — главный православный храм на земле. И если кто-нибудь из нас в свою бытность там ощутит хотя бы слабое побуждение к молитве — то не стесняться и молиться. Конечно, турецкий гид лукавил: мусульмане в Стамбуле не то что «хотят», а чувствуют себя в полном своем праве молиться где угодно. Христианам же потребуется хотя бы толика отваги.

Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела?

Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам.

Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России.

И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? «Не надо здесь протаскивать православную пропаганду, Россия — светское государство, ага»…

На самом деле — даже в этом случае. Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Нет у нас реликвии древнее — зато от той Софии перекинут мостик на Русь: София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком.

Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом.

В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами.

Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили. Не остановится и турецкая власть — ведь ей сейчас незачем останавливаться.

Люди со смыслами — в отличие от людей без смыслов — всегда имеют за спиной дополнительную опору и перед собою — щит. Они всегда могут провести линию, сказать, что выходящее за нее оскорбляет их чувства, и понемногу, по мере привыкания публики, эту линию двигать. Прямо пользуясь тем, что за ними признано, что они эти чувства имеют и «могут обидеться». Чувства других? Не знаем, не слышали… что ж ты так поздно сказал, дорогой?..

Нужно быть готовыми провести свою линию — причем гораздо лучше делать это заранее, чем на оставленном пятачке.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.

Татьяна Шабаева, журналист, переводчик
https://www.mk.ru/social/2019/04/12/rossiya-mozhet-obyavit-svyatuyu-sofiyu-v-stambule-svoey-relikviey.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment