b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

"Средний класс" в России как пока не ощущающий острую необходимость шарить по помойкам

Очень средненький класс: о чем на самом деле говорят результаты соцопросов
Почему российский средний класс не является опорой рынку и демократии
вчера в 15:28, просмотров: 4871

Печальной оказалась судьба среднего класса в России, о чем поведал очередной социологический опрос, регулярно проводимый по заказу аналитической структуры «Сбербанк CIB». Был средний класс, да вышел. Не то чтобы совсем, но точно шагает к двери: в 2014 году самоназывались «средним сословием» 60% россиян, в 2018-м — 47%. Нехорошо, конечно. Выходят-то россияне из среднего класса не вверх по социальной лестнице, а вниз, и это важный для людей итоговый результат всей политики властей. Ниже среднего результат.

Власти на результат опроса, естественно, отреагировали. Но отреагировали так, чтобы ни в чем не оправдываться, то есть попросту с результатами опроса не согласились. Сделал это главный спикер Кремля Дмитрий Песков. Он заявил: «Дело в том, что те, кто считает себя сами относящимися к среднему классу, или не к среднему классу, или ниже, — это же ощущенческое восприятие. Какие там критерии? У нас есть где-то статистическое определение среднего класса? Я просто не знаю, чем «Сбербанк CIB» оперировал».

И ведь все правы. И те, кто раньше относил себя к среднему классу, а теперь — нет, и Песков, который утверждает, что критерии расплывчаты, а опрос строится на «ощущенческом результате».

Собственно, авторы исследования именно на такой результат и нацеливались. Проводившийся опрос — не развернутая анкета с набором критериев, по которой потом команда социологов или оснащенный соответствующей программой компьютер выносят «научное» суждение. Опрос — проще, он называется «потребительский индекс Иванова»: опрашиваемый принимается за типичного представителя среднего класса и отвечает, относит ли он себя к этому классу или нет. Так что Пескову не удалось «тучи развести руками» — окружающая действительность вообще дается нам в ощущениях, так что «ощущенческий результат» того, что жизнь стала не лучше, а хуже, несмотря на свою ненаучность, остается печальным. И убедительным.

Другим он и не мог быть, учитывая прошедшую пятилетку сокращения реальных доходов населения, которое продолжается и в 2019 году. 18 апреля (кстати, в тот самый день, когда был обнародован «потребительский индекс Иванова») Росстат впервые опубликовал информацию о реальных доходах жителей России после перехода на новую методику расчета. И, надо отдать статистикам должное, «революции» не случилось. Результаты таковы: после того, как вместо прежних 32 источников Росстат стал использовать 59, а вместо 99 тысяч исходных показателей — 205 тысяч, выяснилось, что в 2018 году реальные доходы практически не изменились, их «рост» составил 0,1%, зато в первом квартале 2019 года падение реальных доходов составило 2,3%. После этого «потребительскому индексу Иванова» просто некуда было идти — только вниз. Да и потребительская активность в марте снизилась.

«Сбербанк СIВ» прежде всего оценивал потенциал потребительского кредитования. Этот рынок довольно бурно развивается: по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер выданных кредитов на покупку потребительских товаров в первом квартале 2019 года вырос на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 170,3 тысячи рублей.

Другое дело, достаточен ли «потребительский индекс Иванова» для оценки тенденций в динамике численности среднего класса. Было время, когда, во всяком случае в нашей стране, любой социальный класс оценивался прежде всего своим отношением к «средствам производства», к тому, что именно они собой представляли, и к числу используемых наемных работников. Теперь такой подход устарел — за основу берутся уровень потребления, наличие в собственности дорогостоящего набора потребительских благ, уровень дохода, но не его источник и не степень его возобновления: у хозяев бизнеса он возобновляется и во всяком случае зависит прежде всего от них самих, у наемного персонала он временный и зависит не только от самого работника, но и от позиции собственника.

В этом смысле характерна позиция британского социолога Энтони Гидденса, который предложил градацию: «старый средний класс», в который входят в первую очередь собственники успешного малого и среднего бизнеса, и «новый средний класс», в который входят достаточно высоко оплачиваемые служащие, квалифицированные специалисты и менеджеры, работающие по найму.

Если обратиться к российскому среднему классу, то его сохранившиеся представители — это, как правило, вовсе не средние и малые предприниматели. По официальным данным, число занятых в малом и среднем бизнесе в России растет, достигнув 19,2 млн человек (по иронии статистики, примерно столько же наших соотечественников живет ниже черты бедности), но, как показал опрос, этот рост не приводит к слому тенденции на сокращение тех, кто сам себя относит к среднему классу. Основа российского среднего класса — это, по Гидденсу, «новый средний класс», то есть прежде всего госслужащие, успешные бюджетники (такие тоже есть) и занятые на самых богатых российских предприятиях, не скупящихся на зарплату определенным категориям своих служащих.

Азбука социологии в том, что наличие масштабного среднего класса — это залог устойчивости общества. Причем устойчивости той его модели, в основе которой — частная собственность, рынок и демократия. Однако средний класс по-русски — это практически обязательно зависимость от государства, а значит, совсем не обязательно опора рынку и демократии. При этом средний класс и в России мог бы стать одним из якорей устойчивости общества в его нынешнем, зависимом от государства виде. Так что происходящий исход из среднего класса является болезненным для власти. При всей размытости критериев.

Размыт и самый главный критерий — уровень дохода. В России достаточным для попадания в средний класс считается доход, превышающий текущие траты, которые включают в себя повышенные расходы на лечение, образование детей, путешествия, рестораны и тому подобное. На вопрос: «Сколько в рублях?» — ответ предпочитают не давать, «научно» ссылаясь на разный уровень жизни в российских регионах. Обращение к международным источникам ясности не прибавляет.

Всемирный банк, например, применительно к России выдал две очень далекие друг от друга цифры. С одной стороны, он предлагал критерий: доход на каждого члена семьи, которая может быть отнесена к среднему классу, должен не менее чем в полтора раза превышать прожиточный минимум. Тогда к среднему классу можно отнести почти половину населения России. Но, с другой стороны, тот же Всемирный банк «проговаривается»: входной билет в средний класс — это месячный доход не ниже $3500. При таком подходе масштаб среднего класса в России радикально съеживается.

Но даже если оставить $3500 в стороне, на что россиянам сегодня хватает заработанного? Вот данные еще одного опроса, на этот раз проведенного консалтинговой компанией Deloitte: сейчас (данный опубликованы 22 апреля) более 50% всех расходов составляют траты на питание и алкогольную продукцию, а также обязательные платежи (25%). За пределами трат на питание, алкоголь и обязательные, прежде всего коммунальные платежи остается сумма, примерно равная той, какая уходит на обязательные платежи. Здесь и здравоохранение, и образование, и культурный досуг, и путешествия. Уровень сбережений — 6% доходов.

До стандартов нормального среднего класса далековато — хотя бы потому, что приблизиться к его структуре потребления россияне стремятся, но своеобразно: они готовы экономить на еде и алкоголе, а не находить возможности дополнительных заработков. И не потому, что не готовы к этому, а потому, что не видят таких возможностей. Добавить можно только одно: раз в потребительский набор представителя среднего класса обязательно входят импортные товары и услуги (те же путешествия), то его поголовье выкашивает в России не только падение реальных доходов, но и обесценение рубля.

В общем, все смешалось в доме Ивановых — тех самых, кого аналитики считают типичными представителями российского среднего класса. А сам этот «срединный» класс все больше становится очень средненьким.

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.

Николай Вардуль

Заголовок в газете: Все смешалось в доме Ивановых
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27967 от 7 мая 2019 Тэги: Алкоголь, Здравоохранение, Бизнес Персоны: Дмитрий Песков Организации: Сбербанк Места: Россия

https://www.mk.ru/social/2019/05/06/ochen-srednenkiy-klass-o-chem-na-samom-dele-govoryat-rezultaty-socoprosov.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments