b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Category:

Выстроенная структура власти в России несовместима с частными инвестициями

Раз инвестиций недостаточно, то о вожделенно высоком росте экономики можно забыть. Таких темпов, собственно, никто в качестве плановых на текущий год не называл. У Максима Орешкина «прогноз 1,3%, и есть вероятность, что цифра по итогам года окажется выше», у Алексея Кудрина рост в текущем году не превысит 1%. Министр экономического развития надеется на рост в 3% в 2020-х, зная, что ему отчитываться о выполнении задачи майского указа о превышении среднемировых темпов, Кудрин же такой перспективы, во всяком случае пока, не видит.

Главное — не доли процентов. Суть Кудрин формулирует так: «Нынешняя структура экономики не оставляет шанса на прорыв». Это та самая инерционная структура, которая не менялась годами, если не десятилетиями.
Ее изменить могут лишь опять инвестиции, а их нет, потому что нет достаточных гарантий. Макаров высказывается гораздо острее: «Бизнесу остался только страх». Набиуллина на ПМЭФ формулирует академично и хладнокровно: в России пока рост даже потенциально не может быть существенно увеличен, ситуацию «можно исправить только структурными реформами».

Опять «структурные реформы», о которых мы слышим едва ли не те же десятилетия. Почему же они не идут?

Во-первых, потому что их важнейшая составная часть — реформа суда и правоохранительных органов, что является прерогативой исключительно президента. Во-вторых, потому что те институциональные реформы, которые проводит правительство, — «регуляторная гильотина» — пока, по свидетельству председателя Счетной палаты, не отличаются прозрачностью «даже на первом шаге». В-третьих, в Налоговый кодекс ежегодно вносятся важные правки, что мешает планам бизнеса. В-четвертых, необходима большая децентрализация принятия решений в вертикали муниципалитет, регион, федеральный центр.

Но на «вытягивание бегемота из болота» требуются годы, а инвестиции нужны сейчас. Как быть? Есть другой подход. Его знамя — «список Белоусова». Как заметил Кудрин, «это в другую сторону». Этот шаг не по пути привлечения инвестиций через создание для них благоприятной институциональной среды, особенно если вспомнить вслед за Кудриным, что в исходном документе речь шла просто об «изъятиях» сверхприбылей ряда крупнейших компаний в бюджет.

Набиуллина подчеркивает: фокус внимания быстро смещается к дополнительным государственным инвестициям и ослаблению денежно-кредитной политики. Однако именно устойчиво низкая инфляция — это «один из факторов перехода к инвестиционного темпа роста».

Антон Силуанов на ПМЭФ был недоволен инвестиционной активностью некоторых крупнейших российских компаний: «Есть бизнес, который просто ждет льготы. Не дадите льгот или субсидий — мы не будем финансировать. Мы так на самом деле большую часть предпринимателей, я бы сказал, развратили».
Его позицию можно интерпретировать как разочарование в усилиях по смягчению делового климата. Если так, то за ним следуют шаги в сторону усилий мобилизационных.

Проблему выбора главного вектора во взаимодействии государства и бизнеса не обошел в своем выступлении на ПМЭФ и Владимир Путин. Он отметил необходимость последовательной работы по улучшению в России «благоприятной деловой среды», но больше внимания уделил национальной стратегии развития технологий в области искусственного интеллекта.
В этой сфере, как и в других цифровых технологиях, упор будет делаться на государственно-частное партнерство вплоть до установления «экспериментальных правовых режимов». Двигаться, таким образом, надо по обоим направлениям — нужны и институциональные реформы, и развитие ГЧП.

Но без вывода, который извлек президент РСПП Александр Шохин, обзор центральной дискуссии ПМЭФ был бы не полон.
«В начале 80-х годов Михаил Горбачев, — напомнил Шохин, — начинал с того, что объявил программу ускорения темпов научно-технического прогресса и экономического роста.
Затем, спустя год-другой, началась перестройка, то есть программа институциональных реформ.
Мне кажется, что мы очень близки к повторению пройденного.
Мы уже вплотную подошли к тому, чтобы говорить о том, что условием достижения высоких темпов являются реальные реформы
».

Шохина стоит услышать. Ставка на то, что высокие темпы экономического роста может обеспечить мобилизация (то есть не столько экономические, сколько административные рычаги) частных инвестиций для реализации государственных планов не достаточна. Одной цифровизацией, которая, безусловно, необходима, без перенастройки институтов задачи не решить. Можно вернуться в «ловушку перестройки»: сначала окончательно провалиться в яму социально-экономического отставания, а потом отчаянно из нее выбираться с риском новых политических потрясений.

Николай Вардуль
Заголовок в газете: Ловушки перестройки
https://www.mk.ru/economics/2019/06/10/itogi-mpef19-pochemu-v-rossii-ne-idut-strukturyne-reformy.html
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27994 от 11 июня 2019 Тэги: Инвестиции ,
Subscribe

  • ТЕСТы Какой Ваш психологический возраст?

    Какой Ваш психологический возраст? Ваш психологический возраст - это возраст рассудительности: 40-50 лет. Вы правите своим судном, как настоящий…

  • Музыка заменила груминг? ;-)

    "С точки зрения эволюционной биологии примечательно, что человеческая способность запоминать и воспроизводить песни выделяется на фоне других…

  • Дальше 3-я мировая?

    Россия и Китай совершили акт прямой провокации против Японии и США в Тихом океане. 18 октября десять военных кораблей России и Китая впервые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments