Несколько дней назад на BBC было статья про роман Достоевского ИДИОТ
Создалось впечатление, что автор то ли не в теме, то ли просто не хотел копать
Но смысл такой что мир представляет две альтернативы
1) сексуальный гангстер (типа цыганистого Рогожина)
2) любитель сугубо платонических отношений
И Федор Михайлович показал в какую яму заводят платонические прелюдии, "положительного героя"
На самом деле смахивает на ошибку рецензента
Конечно, тема не простоя и для не специалиста по Достоевскому просто неподъёмная
Но я лишь отвечаю автору текста который писал о своём видении романа
Да и отвечаю в своём вполне интимном ЖЖ
Часто недалёкие люди интерпретируют писателя и поэта соразмерно пошлости собственного масштаба
Скажем не менее 50% неверно озвучивают Пушкина (по той же теме)
"Чем меньше женщину мы любим
Тем больше нравимся мы ей"
Но Пушкин говорил не БОЛЬШЕ, а ЛЕГЧЕ
Может кто-то и больше (всё в жизни бывает, но ни к чему к фактам своей биографии примешивать Пушкина)
Но не предъявляя претензий на откровения на сей счет подмывает ответить автору статьи (не нашел ссылку - видимо пока в мертвой зоне поиска - не проиндексирована)
Вернемся к ФМ
Прекрасная книга ТРИ ЛЮБВИ ДОСТОЕВСКОГО (Марка Слонима) неплохо рисует различие этих чувств
В этой связи мне представляется, что ИДИОТ надо рассматривать в контексте других романов Достоевского (как нечто модельное, когда задается проблемный вопрос и попытки ответа на него ищутся персонажами).
При этом появляется и часто встречаемое и даже пропагандируемое Достоевским (что-то на тему "я со всеми своими причудами и изворотами именно такой и более евклидово правильные не только неполноценны, но и губительны)
И тут еще можно чужую национальность подпустить (притом скорее даже поляка чем еврея)
Так что не извечная проблема положительного и не ходульного положительного героя волновала Достоевского, а диалог с самим собой... ИДИОТ написан между ПРЕСТУПЛЕНИЕМ и НАКАЗАНИЕМ и БЕСАМИ
IMHO волновала ФМ проблема самоопределения
Отсюда и появление в романе образа Апполинарии Сусловой (Настасьи Филипповны) в то время когда он уже женился на Анее Григорьевне, но еще не расстался окончательно с рулеткой
Так появляются и вопросы Ивана Карамазова (и блестящий ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР) и противоборство в ПРЕСТУПЛЕНИИ и НАКАЗАНИИ и БЕСЫ
По этой же схеме IMHO выстроен и ИДИОТ... В реальный быт встраивается человек, лишенный многих хватательный и соревновательных импульсов и надежд (в некотором смысле противоположность того, что так часто обуревало в эти годы Достоевского). Инвертировать собственную переживаемую драму в театр с выписываемыми актерами.
И получается некая изнанка с одной стороны "Белых ночей", а с другой "Египетских ночей" Пушкина и конфликта в их интерпретации
Но на этом фоне хорошо читается многое (включая и стихи)
Назад в пещеры оно может кому и весело, но лично я бы не променял за это мировую и отечественную лирику