Однако дорогие кредиты делают производство невыгодным. Развиваются преимущественно торговля и сфера услуг. На месте бывших заводов строятся торговые центры и рынки. Но вся эта торгово-развлекательная активность цветет лишь в периоды экономического роста. Когда людям есть что тратить. В условиях экономической стагнации или спада торговые центры пустеют так же, как и цеха заводов в 90-х годах.
..
Когда Виктор Черномырдин догадался преобразовать бывшее советское министерство в корпорацию «Газпром», он тем самым заложил основы госкапитализма.
Впоследствии его наследие было творчески развито. Госкорпорации стали расти как грибы на дрожжах. Эта организационная форма удобна тем, что управление осуществляют чиновники, а функционируют эти структуры как частные компании. Госкорпорации получают от государства налоговые льготы, выгодные заказы, субсидии, защищены от проверок. Советская распределительная система проявилась в новой форме.
Но без прежней дисциплины и контроля эффективность госмонополий стала еще ниже, чем в советское время. И даже рост цен на сырье не стал толчком к развитию.
На «нулевые» годы пришелся период самых высоких цен на «черное золото». Такое фантастическое везение должно было привести к процветанию и высоким темпам роста. Но «отскок» от низкой базы 90-х годов оказался не столь существенным. Китай за тот же исторический период стал второй в мире экономической державой. А Россия в самый разгар ралли нефтяных котировок пыталась догнать Португалию…
Что мы имеем в сухом осадке? Исследование Credit Suisse Research Institute за 2018 год показало, что Россия вырвалась в мировые лидеры по одному показателю — доле капитала, которым владеет 1% самых богатых людей в стране. Опередили даже США. Прорыв! Бурные овации! А какие прорывы достигнуты по росту уровня жизни? В этом рейтинге Россия уступает таким странам, как Ливия, Ливан и Эквадор. Да и Португалию не догнали…
Очевидно, что олигархический «офшорный» капитализм в обнимку с госкапитализмом тянут страну на дно даже при благоприятной внешней конъюнктуре. А в условиях санкций Запада и торможения экономического роста обе экономические модели и вовсе повернулись спиной к гражданам. Большая часть населения страны оказалась между молотом госкапитализма, обслуживающего интересы сословия чиновников, и наковальней олигархии, опутавшей россиян долгами при растущих ценах на товары и услуги. М.Е.Салтыков-Щедрин называл торговцев «мироедами», а чиновников «крепостных дел мастерами».
Эти две социальные прослойки являются бенефициарами сосуществования госкапитализма и олигархии. Для остального населения «денег нет, но вы держитесь».
Обе эти системы обладают хищническими инстинктами и аппетитами и не сбавят оборотов сами по себе. Они так устроены, что могут работать только в режиме экспансии.
Поскольку в условиях геополитического противостояния с Западом и конфликтов на постсоветском пространстве возможностей для внешней экспансии мало, то остается «доить» собственное население.
Американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин, знакомый многим по стодолларовой купюре, утверждал: «Демократия — это два волка и ягненок, ставящие на голосование меню обеда». Франклин имел в виду американскую двухпартийную систему. В нашем случае «волки» — это «мироеды» и «крепостных дел мастера». Они состязаются друг с другом в составлении «меню обеда», а «ягненку», т.е. населению, предлагают единогласно это «меню» поддержать.
Плохая новость для граждан России состоит в том, что в обозримой перспективе разворота этих тенденций ожидать не следует. Наоборот, процессы будут идти по нарастающей.
Хорошая новость заключается в том, что беднеющее население страны не сможет долго кормить хищную верхушку общества. В живой природе хищники вымирают, когда травоядной дичи становится недостаточно. В социуме действуют более сложные механизмы, но смысл тот же. Кризис двух экономических моделей приведет к необходимости формирования нового экономического уклада.
Столь масштабный процесс неизбежно сопровождается политическим кризисом. По этой причине в СМИ множатся прогнозы экспертов о грядущих социально-политических катаклизмах.
Дело не в чьей-то злой воле или «мировом заговоре», а в системном кризисе экономической модели страны и соответствующей политической «надстройки». Учил ведь Маркс, что экономика — основа всего. Опрометчиво игнорировать труды классиков.
Автандил Цуладзе, кандидат политических наук
https://www.mk.ru/economics/2019/07/30/kogda-lopnet-kreditnyy-puzyr-rossiyane-slishkom-mnogo-zanimayut.html