— Что было причиной?
— Перманентно сборщики ошибались в адресах — позволяли подписаться тем, кто живет вне округа, хотя у нас все было очень компактно. Были помарки в фактических данных людей, я уж не говорю о технических помарках. Следующий момент — провокации: к нам приходили представители конкурентов, которые портили весь лист. Поскольку округ маленький, мы все друг друга знаем, за этим даже смешно наблюдать. И еще одна проблема — когда печатали листы, они получились неровно разрезанными, не совсем симметрично. Мы опасались, что из-за этого будут трудности, но в итоге просто разложили в разные стопки. Порядка 30 процентов мы забраковали сами на этапе проверки.
— А сколько отсеял избирком?
— Еще порядка 7–8 процентов. В итоге получилось, что почти 40 процентов подписей у нас оказались недействительными. Хорошо, что был внушительный запас.
— Кто работал у вас на сборе подписей?
— Мне кажется неуместным слово «работал». Это волонтеры, активисты экологического движения. Для нашей молодежи работа в избирательной кампании — это стажировка, причем полноценная, официальная и очень полезная. Большинство, конечно, студенты. Они же продолжают работать агитаторами. Отдельное спасибо, конечно, хочется сказать моему штабу — это абсолютно надежные люди, которые по меньшей мере по 20 раз перечитали каждый подписной лист.
==========
Команда Игоря Дягилева (кандидат по округу 24 — районы Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый) куда более многочисленна — примерно 100 человек, в отдельные периоды до 170. Это, разумеется, считая волонтеров и сборщиков подписей. Каждый из них собирал от 5 до 20 подписей в день на пикетах, поквартирных обходах и дворовых встречах с кандидатом.
— Забавная история была, когда я собирал подписи вместе с волонтерами около станции метро «Текстильщики», — вспоминает Дягилев. — Женщина взяла у меня листовку и только потом заметила, что я же на этой листовке и изображен. Приятно удивилась.
По словам кандидата, после сбора подписей штаб проводил серьезную внутреннюю проверку. Сначала подписи проверяли районные координаторы, затем специалисты команды выполняли детальную проверку каждой подписи. «В проверке я лично принимал участие и вычеркнул больше 2 тысяч подписей, которые вызвали у нашей команды сомнения», — отмечает кандидат. Чаще всего подписи, по его словам, исключались из-за помарок и исправлений, а также неточностей в написании данных об избирателе. В итоге после проверки и заверения сдали 5816 подписей, в которых штаб был по-настоящему уверен.
— Не могу сказать, насколько легко избирком утвердил подписи, — комментирует Игорь Дягилев. — Мы прошли стандартную процедуру. По итогам проверки избирательная комиссия забраковала 204 подписи. В результате у нас оказалось достаточное количество для регистрации.
Кампания, по словам Дягилева, еще раз подтвердила, что самая выигрышная тактика для кандидата — встречаться с людьми. Во дворах, в общественной приемной, на районных акциях и сходах. Ничто не может заменить живое общение, возможность задать вопрос, узнать о задачах и планах из первых уст. Именно общаясь с людьми, узнаешь их проблемы, понимаешь, чем они живут. А они видят человека, понимают, что он действительно готов работать.
https://www.mk.ru/moscow/2019/08/29/kak-ya-provel-leto-kandidaty-v-mosgordumu-rasskazali-o-sbore-podpisey.html
Юрий Суханов, Дарья Тюкова
======================================================
В МК опубликовали также интервью с двумя спонсируемыми ЖиВ кандидатами
Русецкой и Балыхиным