При этом в подавляющем большинстве регионов, где губернаторами по-прежнему работают единороссы, все наоборот. Протестные настроения усиливаются не только в Хабаровском крае, но именно там, где появился губернатор из другой партии, сменилась и краевая дума. Возможно, это случайность? А может быть, избиратели глубоко проработали разнообразные партийные программы и пришли к выводу о несомненных достоинствах ЛДПР? Или, может, они были поражены ростом уровня жизни при новой власти? Честно говоря, в подобные обстоятельства верится с трудом, но не будем заострять на этом внимание.
Были ли в ходе хабаровской кампании какие-то фальсификации, судить, конечно, еще рано. Но то, что у нас принято называть административным ресурсом, часто помогает выигрывать выборы посредством широкомасштабного манипулирования избирателем, а не только с помощью прямого вброса бюллетеней.
Доступ к телевидению и другим СМИ… Недопуск сильных конкурентов… Давление на бизнес с тем, чтобы деньги шли лишь к «своим»… Прямые договоренности с лояльной оппозицией… Все эти методы у нас широко используются на федеральном уровне. Применялись ли они в Хабаровске, я не знаю. Однако фантастические трансформации политического ландшафта заставляют задуматься о том, насколько весь механизм власти может оказаться в зависимости от того человека, который находится на ее верхушке.
Победа без выборов
В середине XVI века в раздробленной на княжества Германии после долгих религиозных войн между католиками и протестантами князья договорились о принципе мирного соглашения: «Чья страна (т. е. кому принадлежит власть), того и вера». Это был так называемый «Аугсбургский мир». Иными словами, если в определенном регионе правит католик, он устанавливает католицизм, а если протестант — лютеранство (недовольные могут сваливать в другое княжество: скатертью дорога). Нечто похожее получается сегодня и у нас. Чья власть, того и выборы. То есть народ голосует, как решено наверху
Понятно, что до тех пор, пока не сформировалось мощное протестное голосование, этот принцип практически повсюду реализовывался в пользу «Единой России». Но на фоне роста общественного недовольства его действие становится сложнее. Административный ресурс может объединиться с протестом, который направлен не на региональные власти, а на федеральный центр. Путин долго выстраивал Россию так, что за все успехи народ должен был благодарить Кремль, а не приток нефтедолларов, рыночные реформы 1990-х или управленцев на местах. В итоге теперь местные власти могут использовать протестный настрой, канализировав его с помощью своих административных возможностей в нужном направлении.
Хабаровский казус интересен не тем, что он говорит о возможностях ЛДПР, КПРФ или СР. При правлении выходцев из этих партий жизнь в российских регионах останется примерно такой же, как при правлении выходцев из «ЕдРа». Этот пример — как опыт, проведенный в лаборатории, — показывает, что проблема русского народа не в том, что он одурел, а в том, что он безынициативен и им постоянно манипулируют. А значит, когда Кремль займут другие люди, страна в целом изменится буквально за год-другой. Как было, кстати, в Перестройку при Горбачеве.
Ловушка для Путина
Если во власти произойдет раскол, то за народом дело не станет. Он быстро начнет прозревать по мере того, как с телеэкрана станут говорить, что при Путине были допущены серьезные ошибки, культ личности, власть наличности и прочие злоупотребления. И голосовать массовый избиратель станет так, как ему посоветуют новые правители и новые говорящие головы из телевизора. В России ведь не так уж много упертых сторонников автократии в путинском исполнении.
Только не думайте, что это я так успокаиваю. Во-первых, власть сменится еще не скоро — Путин с большой долей вероятности будет править Россией пожизненно. А во-вторых, даже смена власти отнюдь не гарантирует России успешного развития. Например, украинская демократия не смогла сделать жизнь народа лучшей, чем у россиян при автократии.
Дмитрий Травин
http://www.rosbalt.ru/blogs/2019/09/09/1801370.html