b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

Работа не волк...

Российские власти вообще очень любят ссылаться на опыт других стран, особенно развитых. Вот только Россия развитой страной не является и по объему ВВП, уровню развития промышленности и доходам населения относится к развивающимся. Тезисы Брегмана, которые использовал Медведев, вероятно, применимы к Нидерландам, Франции, Германии, Японии, Новой Зеландии, США — в этих странах действительно идет процесс сокращения рабочего времени, но они на фоне высокой производительности труда и столь же высокого уровня жизни своих граждан могут себе такое позволить. В развивающихся странах — Китае, Индии, Бразилии — трудовое законодательство даже жестче, чем в России, но там идеи работать на день меньше не высказывают.

На кого равняться?

На самом деле на законодательном уровне четырехдневная рабочая неделя не установлена ни в одной стране мира. При этом во многих государствах действует гибкое трудовое законодательство, оно позволяет работодателям экспериментировать с рабочими графиками сотрудников. Примеры четырехдневки имеются, но это частные случаи. На один из них сослался Медведев, возможно, не зная, что речь идет об одной-единственной компании. Он говорил об опыте Новой Зеландии, где сотрудников некой фирмы перевели на четырехдневку в качестве эксперимента, а затем такой рабочий режим решено было оставить.

В европейских странах другой подход: трудятся там по пять дней в неделю, но меньше часов, чем в России (у нас, как известно, 40‑часовая рабочая неделя). Законодательно 35‑часовая неделя закреплена во Франции, причем только с 2000‑х годов: тогда правительство уменьшило рабочее время на пять часов. Впрочем, там работодателям и сотрудникам разрешено самим договариваться о производственном графике, главное — чтобы рабочий день длился не более 10 часов. Если требуется переработка, то за нее доплачивают. По закону с 36‑го по 43‑й час в неделю работодатель заплатит сотруднику 25% надбавки и 50% за каждый час начиная с 44‑го. При этом на переработку с доплатой сотрудник должен согласиться, если он не может и не хочет — заставлять трудиться не будут. В Японии тоже нащупали свой путь защиты сотрудников от профессионального выгорания. Там 40‑часовая рабочая неделя, однако с недавнего времени правительство поощряет компании, которые освобождают сотрудникам утро понедельника и вечер пятницы: в первый рабочий день на службу можно прийти попозже, а в последний — уйти пораньше. Лояльнее всего трудовое законодательство в Нидерландах: обязательная трудовая неделя — всего 27 часов в неделю. Но, судя по всему, для голландцев это много: представитель именно этой страны, ученый Брегман, выступает за введение четырехдневной рабочей недели!

Нам европейцев не понять. Впрочем, так же как и азиатов, чьи страны в экономической иерархии к России ближе. Жители Индии работают по 48 часов в неделю, но вместе со сверхурочными рабочий график может быть продлен до 54 часов. Чаще всего эти часы не умещаются в пять дней — и у людей получается шестидневная рабочая неделя. Исключение — госслужащие. Они трудятся всего 40 часов в неделю.
А вот кому точно не позавидуешь, так это китайцам. В КНР трудятся по 60 часов в неделю, по 10 часов шесть дней. На обед отводится 20 минут, а на отпуск — от 5 до 10 дней в зависимости от стажа. Правда, говорят, что китайцев такой режим вполне устраивает: нация считается самой трудолюбивой.

Опыт у стран разный и основывается на менталитете, экономической ситуации, структуре промышленности. Стоит ли безоглядно равняться на него? Ответ — в басне «Мартышка и очки».

Нам и так неплохо
По трудовому законодательству в России граждане работают не более 40 часов в неделю — это самая распространенная продолжительность рабочей недели в мире. Впрочем, некоторые категории работников трудятся меньше, например на вредных производствах или в регионах Крайнего Севера. При этом в России приличные отпуска — 28 дней. Для сравнения: отпуск в Турции и Индии — не более 12 дней, в Японии — 8 дней. В США продолжительность оплачиваемого отпуска законодательством и вовсе не регулируется — и большинство работающих берут отпуска за свой счет.

Кроме того, в России много праздничных нерабочих дней в году — 14, но это только государственных. Провозглашать собственные праздники и выходные дни могут субъекты РФ. Например, во многих из них нерабочим днем считается День образования региона, День Конституции республики или религиозные праздники. Так, в производственном календаре 2019 года рабочих дней насчитывается 247, а выходных и праздничных — 118. То есть всего россияне работают в два раза больше, чем отдыхают. И это при пятидневке. При введении четырехдневной рабочей недели количество нерабочих дней увеличилось бы еще почти на 50 дней.

Самое интересное, что еще до озвученной Медведевым идеи о сокращении рабочей недели после каждых продолжительных праздников экономисты предупреждали: россияне отдыхают слишком долго, и экономика из-за этого несет большие убытки. По подсчетам экспертов, за время новогодних и майских каникул средний производимый ВВП сокращается на 65–75% от обычного показателя.

Сами россияне тоже стремятся или вынуждены работать больше положенных 40 часов в неделю. По данным исследователей из Высшей школы экономики, 64% россиян систематически засиживаются на работе допоздна и трудятся в выходные. Выводы экспертов подтверждают и результаты опроса ВЦИОМ: 51% респондентов признались, что вынуждены постоянно перерабатывать. По данным социологов, в среднем россияне трудятся 9–10 часов в день.

Причин такого вынужденного трудолюбия несколько: либо люди не успевают выполнить положенный объем работы, либо неэффективно его выполняют в отведенное время и приходится оставаться, либо они перерабатывают, чтобы получить сверхурочные и подзаработать. Правда, культура сверхурочных в современной России не слишком развита: их выплачивают только в некоторых компаниях, в основном международных.

Кстати, в ВШЭ выяснили, что Россия занимает четвертое место по трудолюбию граждан среди всех стран мира. По числу тех, кто перерабатывает, наша страна отстает только от Хорватии, Греции и Польши. Вот только на зарплате это никак не сказывается. В той же Польше средняя зарплата составляет $1300, в России — $690 в пересчете по курсу. Другая неутешительная цифра: в России самая низкая в Европе производительность труда. Она вдвое меньше, чем в Евросоюзе, и находится на уровне Чили.

Кроме того, в России уже несколько лет подряд падают доходы населения — это экономическая реальность, которую нельзя не замечать. Идея введения четырехдневной рабочей недели только усугубила страх россиян обеднеть еще больше. ВЦИОМ провел опрос об отношении к сокращению рабочего времени и выяснил, что 48% респондентов не одобряют данную задумку, опасаясь, что им снизят зарплату. Сами работодатели тоже не в восторге от пересмотра рабочего графика. Опрос HeadHunter показал, что 76% работодателей не рассматривают переход на сокращенный трудовой график. Из них 56% отметили, что в случае такого перехода им придется снижать зарплату действующим сотрудникам или нанимать новых людей.

Инна Деготькова
https://www.mk.ru/economics/2019/09/24/eksperty-sravnili-trudolyubie-rossiyan-s-drugimi-stranami.html
Tags: ЦИФРЫ НА ПАМЯТЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments