На протяжении многих лет книга Кюстина была предана забвению, пока ее не обнаружили подпольные издательства в России. Однако на Западе маркиз стал неким пророком для русских эмигрантов и диссидентов. Кроме того, его книги цитировали такие политики, как Генри Киссинджер.
Анализ деспотизма и тирании позволил Кюстину предсказать концепцию «фейк ньюс» и способы манипуляции историей.
В книге маркиз написал: «Русский деспотизм ни во что не ставит ни идеи, ни чувства, он еще и перекраивает факты, борется против очевидности и побеждает в этой борьбе. Ведь ни очевидность, ни справедливость, если они неудобны власть имущим, не находят у нас защитников».
Безусловно, Кюстин не мог знать, что в двадцатом и двадцать первом веках этот же подход будут применять лжедемократии.
Кроме того, маркиз отмечал: «Народ и даже знать, вынужденные присутствовать при этом надругательстве над истиной, смиряются с позорным зрелищем, потому что ложь деспота, как бы груба она ни была, всегда льстит рабу».
В странах, управляемых парламентом, закон обратной силы не имеет, а вот каприз деспота — еще как.
Одним из аспектов жизни, который больше всего поразил маркиза, была та роскошь, в которой жили царь, его семья и знать. Он не мог поверить, что Эрмитаж был построен за год.
Однако, в конце концов, он разобрался в секрете этого чуда, когда ему рассказали, что зимой при строительстве погибли тысячи человек, а город Санкт-Петербург был возведен на болоте ценой жизни ста тысяч рабочих и ремесленников.
Эрмитаж и Санкт-Петербург были достоянием императора для собственного народа и человечества — плоды величия, прихоти и тщеславия.
Впечатляет и поражает то, что это кровавое наследие осталось в истории. Разве возможно не оправдать такую невероятную красоту?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Las fake news en tiempos de los zares
https://inosmi.ru/history/20191109/246190509.html