b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Category:

Кайф как норма, товар и услуга

21 ноября 2019 г.
Мартен Хан | Die Welt
Как концерны делают нас зависимыми
"Капитализм удивительно хорош в том, чтобы заставлять нас хотеть вещи, которые нам вовсе не нужны", - пишет немецкое издание Die Welt. Чтобы добиться высоких продаж продукции, компании целенаправленно делают нас зависимыми. О том, какие последствия это имеет, рассказал в интервью изданию историк Дэвид Т. Кортрайт, уже 40 лет занимающийся исследованием зависимости.

"Лимбическая система мозга помогает нам помнить о вещах, которые поощряют нас положительными эмоциями. Это имело очень важное значение для нашего эволюционного развития. Это благоприятно для нашего выживания и размножения. Но, к сожалению, таким образом мы также учимся вещам, которые плохи для нас и плохи для общества.
Зависимость - это результат болезненного процесса обучения. Эта же система может попасться на крючок коммерческих интересов, которые продают нам вещи, не являющиеся для нас полезными. Они даже могут быть весьма опасными", - отметил эксперт.

"Лимбический капитализм - это мое обозначение того, как мировая промышленность, зачастую с помощью правительств и преступных организаций, поддерживает чрезмерное потребление и зависимость. (...) Они оформляют продукцию так, чтобы она вызывала зависимость. (...).

Некогда азартные игры ограничивались картами и кубиками, но сегодня люди все больше играют на очень продуманных и соблазнительных игровых автоматах. То же самое касается смартфонов. 50, 60 лет назад никто не был зависимым от старомодного телефона. Но сегодня люди держат в своих руках в прямом смысле слова игровые автоматы, которые постоянно поощряют мозг небольшими дозами эйфории. (...) Приложения и игры оформляются соответствующим образом - как и само устройство", - указал собеседник издания.

"Этик Тристан Харрис однажды сказал: ты думаешь, что контролируешь технологию. Но по другую сторону экрана сидят тысячи людей, которые несколько умнее тебя. И они делают все для того, чтобы ты не отводил взгляд от экрана", - добавил Кортрайт.

"Главная проблема сегодня - это очень изощренная индустрия. Точнее индустрии, во множественном числе. Они перенимают идеи друг у друга, - отметил эксперт. - Например, казино смешивают удовольствия и страсти, которые в сущности не имеют ничего общего с азартными играми, но повышают вероятность того, что люди будут играть больше. Например, в казино Лас-Вегаса разрешено курить. Людей также побуждают выпивать. В круглосуточном доступе большое количество развлечений и еды, зачастую очень тяжелой еды. В некоторых казино даже есть кислородные бары. Тот, кто утром страдает от похмелья, может там восстановиться и начать заново, оставляя в казино еще больше денег".

"В потребительском обществе зависимость распространена намного больше, чем в доиндустриальном обществе, - указал Кортрайт. - Товары дешевле. Их проще купить. Их проще потреблять анонимно.

Некоторые также считают, что сегодня имеется больше социальных причин, способствующих тому, что люди ищут спасения в продукции, вызывающей зависимость, например, разобщенность и одиночество. К тому же сегодня зависимость более разнообразна.
Сегодня не только больше зависимых, но и больше видов зависимости. Когда 40 лет назад я начинал изучать эту тему, речь в основном шла о наркотиках, алкоголе и табаке. Сегодня люди могут быть зависимыми от игр, покупок или порнографии".

"Я проанализировал данные ВОЗ 2014 года и посмотрел на причины преждевременной смерти, - рассказал собеседник издания. - По моей оценке, на каждого убитого или погибшего на войне человека приходится 30 людей, умерших преждевременно из-за плохих, как я их называю, привычек. К ним относится все, от зависимости от еды и курения до невнимательной езды за рулем".

Как отметил эксперт, при потреблении алкоголя, кокаина или еды в мозге поднимается уровень дофамина. "Но кокаин или глоток алкоголя на пустой желудок вызывают более сильную реакцию, чем, например, новый рекорд в компьютерной игре. Одно отдельное вознаграждение там меньше, - пояснил эксперт. - Однако вознаграждения, получаемые от Twitter, Facebook или игр на мобильном телефоне, регулярнее. Они менее сильные, но человек получает их чаще. (...) Представьте, что вы купили щенка и хотите его дрессировать. Есть два пути. После нескольких успешных трюков вы можете поощрять его через продолжительные промежутки времени большим куском мяса. Или же вы можете то и дело поощрять его маленькими кусками, когда он что-то сделает правильно.

Как думаете, какой метод успешнее? (...) Согласно одному из психологических принципов, более частые, небольшие вознаграждения эффективнее крупных вознаграждений, полученных после ряда сложных задач".

"Алкогольная промышленность поддерживает исследования в области алкоголизма. Индустрия азартных игр помогает в исследовании генетических основ навязчивого желания играть. Преимущество для них заключается в возможности заявлять: "Мы признаем проблему. Мы понимаем, что некоторые люди оказываются в трудной ситуации из-за нашей продукции. Но не беспокойтесь, мы финансируем исследования, чтобы выяснить, что не так с этими ненормальными людьми, этим меньшинством. А вам, остальным, не стоит волноваться. Спокойно пейте и играйте дальше". Это весьма хорошая PR-тактика", - подчеркнул Кортрайт.

Источник: Die Welt
https://www.inopressa.ru/article/21Nov2019/welt/sucht.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment