Почитал сегодня интересный текст про бытие Булгакова
Если верить автору то Булгаков умел напрочь влюблять в себя эмансипированных дам и получить за это их полную преданность (подозреваю, что в надоедающих ему объёмах)
Интересно порассуждать на сей счёт вульгарно-пошловато просто
С одной стороны странно, а с другой - вполне жизненно (часто склонные к нарциссизму любят и практикуют манипулирование и опутывание вымоганием клятв).
Но красота игры действительно требует усилий и всегда востребована
Ведь за такой аттракцион как мечта многие могли бы вести себя как драная кошка
Это может помогать и с искомой эйфорией и с чувством собственной исключительности (вообще говоря желательным для решения сверхзадач)
Но мечта дело тонкое и таки имеет и материальную проекцию (а на этом востребованном многим факторе и надорваться не сложно)
Поэтому приходится с одной стороны повышать ставки и менять круг поклонниц
А роман о дьяволе и с наездами на сексотов был уже за гранью серьезного риска
На теме потустороннего и Блейк и Гойя и Босх и многие другие обожглись
И дальше отступать было по сути некуда
========================================
огда писались последние главы «Мастера и Маргариты», нити вымысла и реальности словно связались, наконец, друг с другом — после того как два десятилетия они тесно между собой переплетались. Писатель Михаил Булгаков уже ослеп и страдал от болезни почек, но он очень хотел завершить произведение, которое занимало его мысли много лет. В этом он не мог обойтись без Елены, своей третьей и последней жены, которая сидела у его кровати и записывала каждое предложение под диктовку. После этого она отредактировала текст и потратила 16 лет на то, чтобы попытаться его издать.
Среди прочего, в книге описывается именно эта связь между писателем и его верным помощником. Мастера и Маргариту связывают не только любовные отношения — у них есть общее дело жизни, над которым они работают. Когда Мастер впервые появляется в романе, он слаб, болен и заперт в больнице для душевнобольных. Несмотря на свой гений, он ничто без Маргариты — замужней женщины, которая оставляет своего мужа и безбедное существование, чтобы разделить с ним его нищету. Маргариты, которая сшила ему шапочку, которая спасла из огня обгоревшие страницы его рукописи, и которая ночью голая на метле прилетела к дому, где жили его обидчики, и разбила там все окна.
Такие писатели как Достоевский, Толстой, Набоков и Солженицын — все были женаты на женщинах, чье значение простиралось гораздо дальше, чем просто роль музы или технического помощника. Эти писательские жены были хорошо образованными, талантливыми женщинами, которые принимали самое активное участие в творчестве своих мужей. Елена Булгакова была критиком, редактором и агентом мужа. Она делила с ним каждый шаг на писательской стезе, переживая все нападки и запреты на публикации — беды, которые сломали вымышленного Мастера.
Будучи еще молодым писателем, Михаил Булгаков получил совет от коллеги постарше жениться три раза.
Он так и сделал, и для него это были словно три разные жизни. Со своей первой женой Татьяной он пережил голод и лишения гражданской войны. Она держала ноги раненых солдат, пока он проводил ампутацию, и подмешивала стерильную воду в его шприцы с морфием, который сама же ему потом колола.
Вторая жена, Людмила, представила его интеллектуальным кругам, начисто переписывала его тексты и обеспечивала его материалами из жизни русской диаспоры в Европе. Его третья жена, Елена, отказалась от всего, чтобы стать его помощницей, и пообещала ему умереть не раньше, чем его работы получат признание. В разное время все они стучались в дверь его кабинета и заходили с горячим чаем, о который можно было согреть руки. И все они делили с ним ту жизнь, которая вошла в его литературные произведения и сделала их бессмертными.
После того как Михаил лечил ребенка с острым случаем дифтерии, он стал опасаться, что заразился сам. Он сделал себе прививку от этой болезни, но у него началась такая сильная аллергическая реакция, что ему пришлось смягчить симптомы с помощью укола морфия. Один укол последовал за другим, и очень скоро у него развилась зависимость. Для Татьяны это стало временем ужаса и унижения. Наркомания мужа все усугублялась, и они были вынуждены все время переезжать с места на место, чтобы это не стало известно общественности. Каждый день Татьяна ходила в разные отдаленные аптеки, чтобы купить наркотик. Во время ломки Михаил становился буйным, и однажды, когда ей не удалось добыть морфий, он бросил в нее примус.
Невольно она способствовала продолжению его зависимости, но в конечном итоге именно она его от нее и избавила. Она начала втайне уменьшать дозу морфия, подмешивая в шприцы стерильную воду. Наконец, ему удалось полностью покончить с этим.
Однако отношения Михаила и Татьяны стали портиться, когда они начали вращаться в писательских кругах. Она не совсем вписывалась в это общество. Пока Татьяна сидела в их маленькой съемной комнате, Михаил начал встречаться с другими женщинами. Одной из них была Любовь Белозерская.
Юной Любови пришлось бежать вместе со своим первым мужем. Три года она жила за границей: в Константинополе, Париже и Берлине, зарабатывая на жизнь танцовщицей. В 1923 году начались их отношения с Михаилом, и он вскоре оставил Татьяну после 11 лет брака.
Пара часто посещала различные праздники, которые организовывались в среде московской интеллигенции. Впервые Михаил зарабатывал своим писательством деньги достаточные, чтобы вести лучшую жизнь. Именно тогда у Михаила появилась идея написать «Консультанта с копытом», из которой потом вырос замысел «Мастера и Маргариты». Любовь прочитала первые наброски и предложила ввести в повествование главную героиню.
Он так и сделал. Елене Шиловской было 36 лет, она была замужем и имела двоих детей. Будучи женой высокопоставленного военного, она жила весьма привилегированной жизнью в квартире у Садового кольца. Все это и послужило основой для описания роскошной жизни Маргариты в романе. Елена с большим интересом читала работы Булгакова, и когда они потом встретились, сразу же поняла, что это ее судьба. Во время одной из их первых встреч он отвел ее на Патриаршие пруды, где начинается сюжет «Мастера и Маргариты», показал на одну из скамеек и сказал: «Тут они его увидели в первый раз».
Работа над незаконченным романом о Понтии Пилате и Дьяволе, который он считал делом всей своей жизни, застопорилась. Он не мог ее бросить, но при этом сомневался в том, чего достиг. Наконец, он настолько отчаялся, что бросил рукопись в огонь. Через некоторое время Михаил и Елена встретились снова. Во время этой встречи он сказал ей: «Дай мне клятву, что я умру у тебя на руках». В 1932 году они поженились.
Элин Паркман Смирнова (Elin Parkman Smirnova)
Оригинал публикации: Margarita och Mästaren — liven bakom livsverket
https://inosmi.ru/social/20200112/246584231.html