========================================
Надо отдать должное Аль-Бируни за его подход к повествованию о других народах. По моему мнению, эпистемологический урок, который он преподал нам, все еще актуален сегодня. Во введении к своей книге он представил подробное изложение трудностей, связанных с передачей фактов.
1. Несоответствие между источниками информации;
2. Предвзятость, возникающая в результате конфликтов между народами;
3. Ложные сведения с целью доказать превосходство своей нации;
4. Недостоверные сведения о слое населения, которому автор симпатизирует и хочет отблагодарить или же который ненавидит;
5. Недостоверная информация с целью достичь блага или избежать зла;
6. Невежество и подражание предшественникам;
7. Искушение автора превознести себя.
Последнее — самый опасный вид предубеждения, поскольку возникает неосознанно. Перед лицом этих ловушек Аль-Бируни напоминает нам и себе, что честность привлекательна и выше всякой добродетели.
По его мнению, долг историка и любого мусульманина — говорить правду самому себе, и такая честность подразумевает большое мужество: «Самое же мужество, возвышающееся над всеми другими его разновидностями, заключается в презрении к смерти».
Усама Гаваджи (أسامة غاوجي)
Оригинал публикации: كتبوا عن حرق الوثنيين الروس لموتاهم و"أكل" الزنوج للبشر وعللوا تحريم الهنود للبقر.. كيف درس الرحالة المسلمون "الآخر"؟
https://inosmi.ru/history/20200314/246961217.html
https://inosmi.ru/history/20200314/246961217.html