Top.Mail.Ru
Читая покойного И С Кона - Еще не надоело — ЖЖ
? ?
b_n_e [userpic]

Читая покойного И С Кона

Август, 16, 2020 (14:25)

"Важным фактором духовной жизни 1970-х -1980-х стала еврейская эмиграция. Люди бежали из страны по разным причинам. Одних пугал растущий антисемитизм. Тогда шутили, что советские евреи делятся на смелых и отчаянных: первые уезжают, вторые остаются. Другие искали материального благополучия, причем многие наивно считали, что Запад будет им платить по фальшивым советским векселям. Третьи не желали мириться с тотальной несвободой. Четвертые мечтали о творческой самореализации.

Отношение к эмиграции также было неоднозначным. Всех уезжавших обязательно надо было публично осуждать, причем формальное социальное осуждение подогревалось шкурными мотивами: отъезд или бегство одного означали серьезные неприятности для оставшихся. Утечка мозгов также искренне огорчала, потому что на месте уехавших значительных людей оставались зияющие черные дыры, а на их новой родине эти люди материально не страдали, но, за редкими исключениями, всерьез востребованы не были, во всяком случае, это требовало долгого времени. Вместе с тем нельзя было не признать право человека на свободу выбора, тем более, что советское будущее казалось абсолютно бесперспективным.

Все эти проблемы не были исключительно еврейскими. Эмиграция - постоянная тема русской культуры. Деспотическая крепостная Россия никогда не была удобным местом для жизни, особенно для человека с развитым чувством собственного достоинства. Уже австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн, который совершил два путешествия ко двору Василия III, в своих знаменитых "Записках о московитских делах" (1549), отмечал, что "властью над своими подданными московский правитель превосходит всех монархов мира" и спрашивал себя: "То ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким".

В Средние века социальный мир простого человека всюду был пространственно ограничен, человек редко покидал пределы своей деревни. В Россия эта изоляция очень долго поддерживалась искусственно. В хуш - XIX в дворянин уезжал служить в уезд, губернию или столицу, лечиться - в Баден-Баден, а развлекаться - в Париж, когда как его крепостные должны были всю жизнь оставаться там, где они родились, и их уверяли, что это хорошо и правильно. Позже из этого вырос культ "малой родины". Тем не менее, мужики бежали: одни - от жестокого помещика, другие - от религиозного гнета (старообрядцы), третьи - в поисках приключений и лучшей жизни. Но бегство было сопряжено со смертельным риском и требовало незаурядного личного мужества.

Растущая социальная мобильность подрывала вынужденную изоляцию, побуждая образованных людей на поиск свободы, которая ассоциировалась прежде всего с Европой. Это изменяло и содержание понятия патриотизма. Русские хотели гордиться не только военными достижениями Империи, но и чем-то ещё. И сразу же возникла проблема: люди, составляющие предмет нашей национальной гордости, любили Россию странною любовью, а она отвечала им такой же странной взаимностью - она любила их мертвыми. Трагическая судьба Пушкина. Декабристы, кончившие жизнь на виселице. Объявленный сумасшедшим Чаадаев. Лермонтов, искавший убежища от всевидящего глаза и всеслышащих ушей за хребтом Кавказа. Пожизненный эмигрант Герцен. Осужденный церковью Толстой. Прошедший через гражданскую казнь и каторгу Достоевский. Продолжать этот мартиролог можно долго. Русские аристократы, а вслед за ними и интеллигенты ездили в Европу не только отдыхать, учиться и лечиться, но и ради глотка свободы, а когда они возвращались домой, им часто становилось грустно:

Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят Гуттенберга
И находят вкус в говне…

Выпил русского настою,
Услыхал ебёну мать
И пошли передо мною
Рожи русские писать
Некрасов Н.А.

И возвращались они не только из любви к родным березкам и великому и могучему, но и потому, что имели в России собственность, в том числе крещеную, которая давала им средства к существованию. Тем не менее многие серьезно думали, не остаться ли на Западе навсегда. Николай I смертельно боялся западной "заразы". В 1831 г. он запретил выезд заграницу в целях обучения молодым людям младше 18 лет, в 1834 г. дворянам было запрещено пребывать за границей больше 5 лет, в 1851 году этот срок был уменьшен до 3 лет. Стоимость заграничного паспорта равнялась годовому жалованью среднего чиновника. Позже эти ограничения смягчились или вовсе отпали. Тем не менее, сравнения с Западной Европой, даже при самом критическом к ней отношении, часто были не в пользу России:

"… А в храмах скульптура и живопись, какие нам и во сне не снились… Русскому человеку, бедному и приниженному, здесь, в мире красоты, богатства и свободы не трудно сойти с ума. Хочется здесь навеки остаться, а когда стоишь в церкви и слушаешь орган, хочется принять католичество… Здесь великих художников хоронят, как королей, в церквях; здесь не презирают искусства, как у нас: церкви дают приют статуям и картинам, как бы голы они ни были".

"Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву - для злобы и ссоры друг с другом. Все живем за китайскими стенами, полупрезирая друг друга, а единственный общий враг наш - российская государственность, церковность, кабаки, казна и чиновники - не показывают своего лица, а натравляют нас друг на друга. Изо всех сил постараюсь я забыть начистоту всякую русскую "политику", всю российскую бездарность, все болота, чтобы стать человеком, а не машиной для приготовления злобы и ненависти. Или надо совсем не жить в России, плюнуть в её пьяную харю, или - изолироваться от унижения - политики, да и "общественности" (партийности)". О том же говорит и знаменитое стихотворение Блока:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?"
========================================

http://www.pseudology.org/Kon/80Let/13.htm

Comments

Posted by: lj_frank_bot (lj_frank_bot)
Posted at: Август, 16, 2020 11:22 (UTC)

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Август, 16, 2020 11:54 (UTC)
CCCР

И политика

Posted by: lj_frank_bot (lj_frank_bot)
Posted at: Август, 16, 2020 11:55 (UTC)

Спасибо, ваш ответ делает нас лучше

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Август, 16, 2020 11:22 (UTC)
Там же

Милая патриархальная философия, согласно которой человек обязан жить там, где родился, на самом деле тесно связана с крепостным правом, а самыми горячими её защитниками были помещики, урядники и их присные. Говорят, что в России, чтобы нечто реализовать, нужно жить долго. Но есть другая формула: чтобы реализоваться в России, нужно вовремя из неё уехать. Новизну и индивидуальность здесь никогда - ни до, ни при, ни после советской власти - не ценили. Интересно было бы подсчитать, сколько наших выдающихся соотечественников - артистов, художников и ученых (писателям сложнее из-за языкового барьера) - получили признание не дома, а заграницей, и почему?

В позднесоветские годы из страны чаще всего убегали молодые кагебешники, которые лучше других понимали её бесперспективность и к тому же имели, что продать. Иногда на рискованный прыжок, в прямом и переносном смысле слова, отваживались балетные артисты и музыканты. Советские социологи лучше многих других понимали тупиковость советского режима и не слишком привечались властями, однако лишь немногие из них покинули страну, да и то скорее по личным (дискриминация евреев), чем по социально-политическим мотивам. Единственный социолог из первой десятки - В.Э. Шляпентох - эмигрировал прежде всего ради своих детей, которые не могли поступить в приличный вуз; в США он в считанные годы приобрел "статус полноправного социального исследователя, пожизненное профессорское место, уважение коллег, внимание властей и, наконец, условия для реализации своих разнообразных и богатых потенций"

Одни объясняют готовность не покидать страну ни при каких, даже самых безобразных, условиях, патриотизмом, другие - политической лояльностью, третьи - традиционным рабским сознанием, четвертые - боязнью риска. Для многих, включая и меня, очень важным фактором был интерес к своему делу. Иногда, в особенно темные времена, хотелось послать все к черту и сбежать, я точно знал, что с голоду не умру, но личные привязанности, моральные обязательства перед товарищами (не перед государством, а перед конкретными людьми) и особенно - нежелание бросать начатое дело неизменно перевешивали. Как выразился один мой знаменитый и всеми уважаемый коллега-гуманитар, "я слишком много вложил в эту страну, чтобы её бросить" (впрочем, умер он все-таки за границей, где после перестройки получил хорошую работу по специальности).

Тем важнее для советской интеллигенции были заграничные поездки. Во-первых, это был глоток свободы, возможность хоть на миг приобщиться к другой, запретной жизни. Во-вторых, люди привозили из-за границы отсутствовавшие в СССР вещи. В-третьих, для ученых это была единственная возможность профессиональных контактов с коллегами. В-четвертых, статус "выездного" позволял чувствовать принадлежность к элите, подтверждал, что ты идеологически "в порядке".

Даже если никаких грехов за человеком не было, заграничная командировка была не правом, а привилегией, "качать права" в этом вопросе было грубым покушением на прерогативы власти, которое не могло остаться безнаказанным. Э. Араб-оглы, работавший в журнале "Проблемы мира и социализма", регулярно ездил в разные страны, но однажды его вдруг куда-то не пустили. "Почему, Эдик? - спросил я. - Чтобы не зазнавался. Заграничная поездка - это как божья благодать, которая бывает одноразовой и не освобождает от первородного греха. Человек, которому благодать дается часто, зазнается и начинает считать её своим правом. И тогда ему напоминают о его рабском и зависимом статусе".

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Август, 16, 2020 11:54 (UTC)
Re: Там же

"Сам я после встречи сексологов социалистических стран в Лейпциге (1981), написал, что в предыдущем отчете я указывал, что СССР отстает от всех западных стран (положено было рассказывать только о наших достижениях), на сей раз могу сказать то же самое о социалистических странах;. правда, представитель Эфиопии все время молчал, но если в следующий раз он заговорит, возможно, выяснится, что даже у них делается больше. Никаких неприятностей по этому поводу у меня не было."

5 Читать комментарии