07.11.2020192563
Хосе Мария Роблес (Jose María Robles)
После того, как книга «Sapiens: краткая история человечества» разошлась тиражом в 16 миллионов экземпляров по всему миру, профессор исторического факультета, самый известный философ в мире собирается выпустить ее в формате комикса. «Коронавирус — не угроза для человечества, будут вещи и пострашнее», — отмечает Юваль Ной Харари.
Шесть лет назад вряд ли кто-то, кроме антропологов и любителей настольной игры «Тривиал Персьют», мог уверенно ответить на следующие вопросы: сколько видов homo живет на Земле, почему можно сделать вывод, что создатели логотипа «Пежо» черпали вдохновение в эпохе палеолита и что же такое теория эгоистичного гена.
Ни один популяризатор науки никак не осмеливался подчеркнуть важность сплетен для познавательного процесса. Однако появился Юваль Ной Харари и произвел фурор в мире книг. В 2014 году «Sapiens: краткая история человечества» поразила Барака Обаму, Билла Гейтса и Марка Цукерберга. Общий тираж составил более 16 миллионов экземпляров, а сама книга была переведена на 60 языков мира. Например, автор книги утверждает, что религия — не столько метафизическая сила, сколько продукт коллективного воображения, как деньги и права человека: «Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек».
Конечно, Юваль Ной Харари стал одним из самых популярных среди читателей философов и известных ораторов. Среди специалистов по истории появился свой Карл Саган и предложил абсолютно другой подход незадолго до того, как теории заговора взбудоражили умы людей.
Сегодня 44-летний профессор Юваль Ной Харари, веган, гей и атеист родом из Хайфы (Израиль), считается самым известным философом в мире.
В последнее время он занимается подготовкой выпуска собственной популярной книги в формате комикса. В Испании недавно была опубликована книга «Sapiens: Графическая история» — первый из четырех томов цикла, написанного для любознательных подростков и взрослых.
....
— Значит, Вы считаете, что наше общество — пузырь?
— Сейчас большие проблемы с фейковыми новостями и теориями заговора. Однако давайте посмотрим, что было 100 лет назад. Нацисты, фашисты и коммунисты распространяли еще больше ложной информации. На самом деле нацизм — это и есть теория заговора. Кроме того, распространено мнение о том, что печатный станок стал главным двигателем научной революции Европы XV века. Так и есть. Однако самые популярные книги Европы раннего Нового времени были посвящены тому, как распознать ведьму и организовать на нее охоту, например, «Молот ведьм». Тираж этой книги был намного больше, чем книг Николая Коперника и Галилео Галилея. Да, сейчас есть проблема с фейковыми новостями и социальными сетями, я это признаю. Однако думаю, что нужно рассматривать ситуацию с исторической точки зрения и понимать, что все не так плохо, как сто или тысячу лет назад.
— В книге «Sapiens: Краткая история человечества» Вы объясняете, как люди выживали тысячи лет назад, рассказываете, что каждый должен был знать, как сделать каменный нож, зашить порванную шкуру, установить ловушку для кроликов и действовать, если накрыла лавина, укусили змея или голодный лев. В XXI веке человеческие способности определяются мобильным телефоном, джойстиком или биометрическим браслетом.
— Коллективные навыки резко повышаются, а индивидуальные способности еще больше сокращаются. У большинства из нас очень специфическая профессия, поэтому мы не можем самостоятельно производить еду и одежду. Я пишу книги по истории, продаю их, получаю деньги, хожу на рынок и покупаю то, что мне нужно. Если бы мне пришлось самому добывать еду, то, скорее всего, я умер бы с голоду.
Не знаю, хорошо это все или плохо. У нас не было бы такой системы здравоохранения, если бы врачам и медсестрам приходилось бы охотиться в лесу. Думаю, если бы мы даже и захотели, то не смогли бы вернуться в каменный век. Беда в том, что мы с легкостью осваиваем новые навыки, но это не значит, что мы стали счастливее.
— Из-за популистского национализма понятия флаг и граница стали важнее таких вопросов, как всеобщее здравоохранение и взаимное обязательство по уплате налогов, благодаря которым жизнь каждого становится лучше. Вас это беспокоит?
— Уверен, что такие политики, как Трамп в США, Болсонару в Бразилии и даже Нетаньяху в Израиле, не являются националистами и патриотами, потому что сознательно сеют ненависть и страх в странах. Истинный патриотизм выражается не в ненависти к иностранцам и меньшинствам, а в любви к согражданам. Один из ярких примеров патриотизма — уплата налогов, потому что часть наших денег идет на помощь другим людям, которые живут на другом конце страны и с которыми мы никогда не встретимся. Например, президент Соединенных Штатов — миллиардер, однако, по данным расследования New York Times, в прошлом году заплатил 750 долларов федерального подоходного налога. Непатриотично.
— Может ли смирение помочь пережить это время, когда распространяются инфекция и неопределенность?
— Смирение означает понимание того, что мы зависим от других, ведь оно помогает как отдельному человеку, так и всей стране. Многие доводят националистические идеи до абсурда, считая, что все хорошее в мире связано только с их страной и культурой. Однако подумаем о том, что едим: шоколад, национальная гордость Швейцарии, родом из Латинской Америки. Как и помидор, который незаменим для приготовления многих итальянских блюд.
Или спорт, например. Футбол, самый любимый вид спорта в Испании, придумали англичане. Смешно, если испанец, будучи ультранационалистом, скажет: «Футбол мне не нравится, это иностранный вид спорта». Полный бред, если французские ученые создадут вакцину от коронавируса и тот же испанец скажет: «Не хочу делать иностранную вакцину, буду ждать испанскую».
Сила человечества заключается в сотрудничестве, в том числе с иностранцами. Для этого необходимы смирение и понимание того, что, несмотря на всю любовь к своей стране и гордость за ее достижения, я обязан уважать то, что делают другие.
— Мир меняется быстрее, чем наш мозг. Бывает ли у Вас ностальгия или Вы не склонны идеализировать прошлое?
— Историки редко идеализируют прошлое. Большинство мечтают вернуть золотые годы потому, что не очень хорошо знают историю.
— По Вашему мнению, чем запомнится этот период?
— Не знаю, все зависит от наших решений в ближайшие недели, месяцы и годы. Наше время, возможно, запомнится как ужасный беспорядок. Но может случиться и так, что оно станет тревожным сигналом для установления сотрудничества в будущем. Этот вирус не представляет реальную угрозу для человечества. Этот вирус не уничтожит нашу цивилизацию, будут вещи и пострашнее.
Оригинал публикации: Yuval Noah Harari: «Trump, Bolsonaro y Netanyahu son antipatriotas»
https://inosmi.ru/social/20201107/248480531.html