Дмитрий Орешкин О Ельцине и Зеленском
Дмитрий Орешкин: Прежде всего, хочу извиниться, потому что не совсем мое дело разбираться с украинскими пертурбациями. Но я могу сказать, как это смотрится с этой стороны границы (естественно, это мой субъективный взгляд).
Мне кажется, что Путин – абсолютно прагматичный человек, к людям он относится, как к расходному материалу. Но у него есть очень четкие понятийные представления: это мой человек, и если против него проводятся какие-то акции, то это, значит, удар даже не по мне персонально, а по моей корпорации. Корпорация Владимира Путина всем известна, ее штаб-квартира находится, с одной стороны, на Лубянке, с другой стороны, в Прасковеевке. Конечно, Путин должен "дать ответку по понятиям, иначе его пацаны уважать не будут". Другой вопрос, каким образом.
Понятно, что будет попытка дестабилизировать режим Зеленского. В этом смысле Зеленский, как мне кажется, глядя со стороны, вполне предсказуемо попал в ситуацию, скажем условно, Бориса Ельцина начала 90-х. Когда рушатся тоталитарные, авторитарные, советские режимы, на их месте далеко не расцветают сразу сто цветов демократии, на их месте появляется жесткая конкуренция разных, достаточно часто полукриминальных групп со своими инструментами влияния.
Демократические иллюзии у любого человека, который занимается политической деятельностью, довольно быстро испаряются. Зеленский, насколько я понимаю, получил от украинского избирателя мандат на миротворческую политику: объединить левых, правых, националистов, демократов, остановить военные действия в ДНР, прекратить смерти и так далее. И это абсолютно рациональная и доброкачественная интенция. Но как только он получил власть, ему нужно принимать вполне понятные политические решения.
И здесь он встречает сопротивление и со стороны части депутатов (демократия же, правда?), и со стороны пророссийского лобби, которое существует в Украине (а куда оно денется, оно же не может испариться?). Поэтому мне кажется очень важным симптомом то, что Медведчука он ведь прищучил не по суду, а указом.
Это та самая ситуация, с которой сталкивался Борис Ельцин в 90-е годы. Судьи прежние, люди прежние, может быть, у них в садике стоит бюст Сталина. Для того, чтобы продвигать страну вперед, Ельцину надо было действовать указами, что, мягко говоря, не совсем демократично. Кончилась эта история, если вы помните, 1993 годом, расстрелом Белого дома. Говорят, "расстрел парламента", но ни один из депутатов парламента не пострадал, пострадало здание, в котором были товарищи, в значительной части обремененные бюстами товарища Сталина.
Зеленский пытался быть президентом всех украинцев и, конечно, получал торпеду в борт отовсюду
Так вот, украинская ситуация, может быть, отдаленно, но в чем-то близка. Зеленский пытался быть президентом всех украинцев, и это правильно, так и должно быть, но при этом он, конечно, получал торпеду в борт отовсюду: и слева, и справа. Когда сейчас я слышу о том, что надо определиться…
Да, это очень логично, но тогда ты теряешь тот самый статус президента всех украинцев, так же, как Ельцин потерял статус президента всех россиян.
Ведь одно дело, когда тебе не нравится прежний режим, ты хочешь обновления, а другое дело, когда ты начинаешь принимать какие-то конкретные политические решения, и здесь ты кому-то наступаешь на мозоль и немедленно получаешь ответочку.
Так вот, Зеленский два года пытался наладить какие-то отношения, в том числе с Россией, как-то договориться по-хорошему, но, естественно, получил примерно то же самое, что получил Боррель от Лаврова. Соответственно, я не уверен, что он сможет провести эти решения насчет Медведчука, который явно представляет интересы Владимира Путина, через ту же самую Раду, или быть уверенным, что суды примут то решение, которое его устраивает. Соответственно, пророссийская сторона, пророссийское лобби наносит ответный удар.
Я не думаю, что мы должны концентрироваться на том, у кого какие бюсты Сталина или Ленина стоят в палисаднике, вопрос другой: похищение было или не было? Убийство было, мордобой был или нет? Да, действительно, все это произошло очень вовремя. Конечно, это ответка. Как на нее реагировать Зеленскому – вот в чем вопрос. Указом дать кому-то в рог, как поступил бы Ельцин? Теперь прошло 20 лет, Ельцина обвиняют в том, что он де подорвал основы зарождающейся демократии. Я искренне сочувствую господину Зеленскому и украинскому народу.
В начальной фазе демократии получается такая, как выражался Борис Ельцин, загогулина, выбраться из которой очень тяжело. С одной стороны, сторонники европейских свобод говорят, что пора бы определиться и задушить гадину, как и у нас говорили в начале 90-х, а с другой стороны, есть некоторые правовые ограничения, которые Зеленский сейчас вынужден, может быть, не очень охотно, но отодвигать в сторону.
Санкции со стороны президентской администрации – это не очень сильный ход, не демократический ход, он вынужденный. Так что мне остается только, глядя со стороны и сравнивая это с тем, что было в моем замечательном отечестве 25 лет назад, пожелать мудрости и терпения, пожелать по возможности использовать этот опыт на пользу.
https://www.svoboda.org/a/31123283.html
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.