"Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проведенных "Гласом Рунета" в 2008, 2010 и в 2012 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.
Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году, 71% - в 2010 году и 67% в 2012 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%, 58% и 55% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61%, 27% и 22%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%, 25% и 26%), один или больше автомобилей на семью (55%, 25% и 21%).
Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего".
Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное
положение?
Вы лично относите себя к среднему классу?
Отношу Не отношу
2008 2010 2012 2008 2010 2012
- Высокий 6,5% 3,3% 4,0% 1,4% 0,9% 0,9%
- Выше среднего 36,3% 34,0% 34,5% 13,8% 10,9% 12,0%
----------------------------------------------------------------
- Средний 44,8% 47,7% 44,2% 52,7% 45,5% 45,1%
----------------------------------------------------------------
- Ниже среднего 9,0% 11,6% 11,7% 20,4% 27,2% 26,9%
- Низкий 1,7% 2,9% 4,6% 10,7% 14,0% 13,9%
Однако более половины российских пользователей интернета оценили уровень своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей большую роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности.
Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% отметивших этот признак в 2008 году, 34% - в 2010 году и 35% в 2012 году), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58%, 22% и 20%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%, 23% и 22%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41%, 16% и 17% соответственно).
А в качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%, 36% и 36%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%, 25% и 26%), высокую профессиональную квалификацию (53%, 20% и 24%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%, 17% и 20%).
Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году, 64% в 2010 году и 47% в 2012 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%, 55% и 54%), руководителем подразделения (53%, 51% и 46%), индивидуальные предприниматели (47%, 54% и 43%), профессионалы, ведущие частную практику (47%, 39% и 48%).
Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как финансы и страхование (52%, 58% и 55%), органы государственного или муниципального управления (51%, 49% и 45%), строительство (48%, 38% и 42%), оптовая и розничная торговля (47%, 50% и 39%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%, 39% и 40%), информационные, юридические услуги, реклама (46%, 47% и 42%)".
Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.
http://www.VoxRu.net