b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Categories:

"Cредний класс" России не по Путину

Забавны результаты ГЛАС РУНЕТА
"Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проведенных "Гласом Рунета" в 2008, 2010 и в 2012 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.
Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году, 71% - в 2010 году и 67% в 2012 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%, 58% и 55% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61%, 27% и 22%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%, 25% и 26%), один или больше автомобилей на семью (55%, 25% и 21%).
Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего".

Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное
положение?
Вы лично относите себя к среднему классу?
Отношу Не отношу
2008 2010 2012 2008 2010 2012
- Высокий 6,5% 3,3% 4,0% 1,4% 0,9% 0,9%
- Выше среднего 36,3% 34,0% 34,5% 13,8% 10,9% 12,0%
----------------------------------------------------------------
- Средний 44,8% 47,7% 44,2% 52,7% 45,5% 45,1%
----------------------------------------------------------------
- Ниже среднего 9,0% 11,6% 11,7% 20,4% 27,2% 26,9%
- Низкий 1,7% 2,9% 4,6% 10,7% 14,0% 13,9%
Однако более половины российских пользователей интернета оценили уровень своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей большую роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности.
Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% отметивших этот признак в 2008 году, 34% - в 2010 году и 35% в 2012 году), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58%, 22% и 20%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%, 23% и 22%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41%, 16% и 17% соответственно).
А в качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%, 36% и 36%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%, 25% и 26%), высокую профессиональную квалификацию (53%, 20% и 24%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%, 17% и 20%).

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году, 64% в 2010 году и 47% в 2012 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%, 55% и 54%), руководителем подразделения (53%, 51% и 46%), индивидуальные предприниматели (47%, 54% и 43%), профессионалы, ведущие частную практику (47%, 39% и 48%).

Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как финансы и страхование (52%, 58% и 55%), органы государственного или муниципального управления (51%, 49% и 45%), строительство (48%, 38% и 42%), оптовая и розничная торговля (47%, 50% и 39%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%, 39% и 40%), информационные, юридические услуги, реклама (46%, 47% и 42%)".

Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.
http://www.VoxRu.net
Tags: ЦИФРЫ НА ПАМЯТЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment