США: "гудбай, оккупай"!
Владимир Козловский
Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Последнее обновление: четверг, 17 мая 2012 г., 21:00 GMT 01:00 MCK
Вечером 1 мая диктор CBS сопроводил репортаж о протестах следующим 25-секундным текстом: "Движение "Оккупируй Уолл-стрит" избрало Первомай для того, чтобы возобновить свою протестную кампанию. В Сиэттле анархисты в черном учинили разгром, били витрины банков и магазинов, устраивали поджоги и бросили по крайней мере одну дымовую шашку. В Окленде демонстранты столкнулись с полицией, которая произвела несколько арестов. И тысячи участвовали в ненасильственном протесте в Нью-Йорке, где родилось движение".
Телевидение лишь зевнуло, всеобщая забастовка не получилась, и на Уолл-стрит так и не водружен флаг движения.
Консервативная газета New York Post с облегчением заключила, что оно выдохлось, и напечатала редакционную статью под заголовком "Гудбай, оккупай!".
Уличные театры не попадают в политику?
Майские протесты прошли в нескольких американских городах.
Автору этих строк движение никак не показалось полумертвым, но скептики не видят у него большого будущего.
Во время протестов я сфотографировал на 42-й улице одну особенно колоритную оккупантку – долговязую блондинку в веночке, со стальным колечком в ноздре и штампиком "99%" на левой щеке. Потом я обнаружил ее снимки на нескольких сайтах.
По мнению скептиков, такие персонажи подчеркивают то обстоятельство, что речь идет о не о серьезных, а о чисто рекреационных политических выступлениях. Участники серьезных движений, замечают консервативные комментаторы, стараются не резать глаз избирателю, потому что нуждаются в его поддержке.
В статье, напечатанной в журнале American Thinker, профессор Роберт Уайсберг отсылает к старым фотографиям, которые изображают чернокожих американского Юга, вышедших на демонстрации за свои гражданские права: каждый неизменно одет в глаженный темный костюмчик с белой рубашкой и галстуком. Уайсберг добавляет, что все они старались говорить на правильном английском и были категорически нетерпимы к сквернословию. Все это должно было говорить: пусть наши противники выглядят оборванцами и матерщинниками, но не мы!
Другой пример касается студентов, которые толпами устремились в 1964 году в Нью-Гемпшир, где на демократических праймериз баллотировался противник войны во Вьетнаме либеральный сенатор Юджин Маккарти.
Студенты ехали под лозунгом Neat and Clean for Gene, то есть "чистые и ухоженные за Джина (Маккарти)". Вместо того, чтобы заниматься эпатажем консервативных избирателей, они стриглись на дорогу, сбривали буйные бороды и одевались, как питомцы дорогих частных интернатов.
Из всего этого делается вывод: если вы всерьез хотите бороться за политические перемены в демократической стране, вы должны учитывать, что большинство избирателей будет встречать вас по одежке. А нынешние татуированные подростки с кольцами в носах и разноцветными волосами, по мнению скептиков, представляют собой знатный уличный театр, но не серьезное политическое движение.
Другие отмечают, что
оккупационное движение гордится своей аморфностью и неиерархичностью, тогда как тот же профессор Уайсберг напоминает, что успешные политические движения в США в конце концов всегда обретали черты бюрократических организаций, которые добивались своих целей по-деловому.
И один из показательных примеров здесь – современное движение американских геев, которое бузило когда-то в манхэтттенском баре Stonewall, но потом превратилось в мощную структуру с нейтральным названием Human Rights Campaign, шикарной вашингтонской штаб-квартирой и платным агитпропом. И в конечно итоге добилось того, что президент США открыто выступил за однополые браки.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/05/120516_us_occupy_mayday.shtml