Латинская Америка - прибежище кого?
Рот – выпускник юрфака Йельского университета и бывший федеральный прокурор Южного округа Нью-Йорка. По словам Каллабреси, он толковый юрист, который способен помочь Сноудену, "не имеющему сильных доводов для предоставления убежища". Организация Рота "пытается создать доказательную базу, которая бы использовала расплывчатость международного права в интересах Сноудена".
Как пишет Каллабреси, Human Rights Watch утверждает, что "страны должны удовлетворить его прошение об убежише, поскольку международное право иногда оправдывает слив секретов, если "они вскрывают серьезные нарушения прав человека и позволяют от них защититься".
Вообще, эта организация, по словам автора, обычно приберегает такие формулировки для ужасов типа геноцида. Но если разговоры о "серьезных нарушениях прав человека" вряд ли убедят американский федеральный суд, то "они могут повлиять на те страны, которые готовы проявить достаточную смелость (или сумасбродство) для того, чтобы попытаться противостоять дипломатическому давлению США".
Washington Post отмечает, что в то же самое время Human Rights Watch критиковала нарушения прав человека в тех странах Латинской Америки, которые изъявили готовность принять Сноудена, и добавляет, что, например, в Венесуэле и Эквадоре приняты законы о более жестком контроле над СМИ.
Неясно, пишет газета, что именно могут получить эти страны от предоставления убежища Сноудену "помимо риторической победы над США". Но им есть что проиграть. Как сказал газете Майкл Шифтер из вашингтонской организации "Межамериканский диалог", могут пострадать тесные торговые связи, которые они поддерживают с США.
По его словам, этого они вовсе не желают.
Семантические упражнения
По мнению Washington Post, объявив, что он будет просить временного убежища в России, Сноуден добился того, что "проблема, которая не нужна ни Москве, ни Вашингтону, останется на повестке дня".
Газета скептически отнеслась к заявлению, которое беглец сделал в начале своей речи, сказав, что он "был способен без всякого ордера находить, перехватывать и читать ваши сообщения. Чьи угодно сообщения и когда угодно".
СМИ США неоднократно цитировали экспертов, по словам которых у Сноудена таких возможностей не было.
Washington Post приводит заявление московской представительницы Human Rights Watch Татьяны Локшиной о том, что Сноуден охотно согласился выполнить требование Путина и не вредить США, тем более, что беглец, по его словам, и не нанес им никакого ущерба своими разоблачениями.
"Неясно, подпишется ли Кремль на такие семантические упражнения", - замечает газета.
Локшина сообщила, что по дороге на встречу со Сноуденом ей позвонил американский дипломат, который попросил ее передать беглецу, что власти США не считают его разоблачителем. Washington Post отмечает, что этот термин (whistleblower) имеет в США довольно четкое юридическое определение.
Пресс-секретарь государственного департамента США Джен Саки заметила на это, что американские представители не просили никого передавать что-то Сноудену и выразила озабоченность тем, что ему предоставили в Шереметьеве "пропагандистскую трибуну", "несмотря на то, что "правительство России объявило о своем нейтралитете".
Сноуден – "не разоблачитель, - сказала Саки. – Он не правозащитник. Он разыскивается в связи с серией серьезных уголовных обвинений, предъявленных ему в США в Восточном округе Вирджинии".
Сноуден заметил в Москве по этому поводу, что, как было заявлено в 1945 году в Нюрнберге, "на гражданах лежит долг нарушать внутренние законы страны для того, чтобы предотвратить преступления против мира и человечности".
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/07/130714_snowden_us_press.shtml