b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Category:

Просто за уши не притянуть

Серпом по тыкве
31.10.2013 10:57 ПЛН, Псков

Накануне дня всех святых в стране опять проснулись темные силы. «Ненашенский» праздник Хэллоуин снова пытаются запретить, и на сей раз - в Омской области. Невидимый щит циркуляров и директив наглухо преградил разнообразным зомби и ведьмочкам вход в омские школы. Впрочем, за пределы образовательного ведомства запрет не выходит: надо полагать, в клубах уже готова привычная для этого дня в современной России развлекательная программа (кетчуп, марля, рожки-крылышки), а в ресторанах кромсают тыквы.

У Омска уже есть «на фюзеляже» одна большая звезда за борьбу с мертвяками. В 2012 году в этом городе разогнали костюмированное шествие, так называемый парад зомби. В целом же любопытно, что искоренители Хэллоуина нынче гнездятся в том ведомстве, через которое он и пришел на русскую землю, - в министерствах образования. В 1990-х учителя английского рассказывали своим ученикам об этом празднике.

Тема предполагала простор для креатива, и даже отпетые двоечники кое-как включались в учебный процесс. Изготовление карнавальных костюмов (с чем среднестатистический россиянин соприкасается только в детстве, ибо собственная карнавальная культура практически утрачена) и такой волнительный привкус «смертельных» страшилок обеспечили празднику популярность, и он начал триумфальное шествие по развлекательным заведениям и ночным клубам. Теперь эту удобную и веселую тему урока то и дело приходится вычеркивать из учебных планов, а попы и казаки поигрывают соответственно кадилами и шашками, лишь почуяв «хелуинский» дух: была бы воля, запретили бы везде!

Русская традиция - штука вообще крайне запутанная. Многие христианские праздники приводят русского человека не в храм, как положено бы, а на кладбище - облупить крашеное яичко на могиле. Всякий курбан-байрам в нашей склоняющейся к православию державе уважаем, и по большим мусульманским поводам президент нашего светского государства, отделенного от церкви, держит поздравительную речь перед правоверными. Православных же с их двунадесятыми праздниками поздравляет все-таки патриарх.

Поставить свечку Николе-угоднику перед экзаменом или перед дальней дорогой, заказать панихиду по усопшему или помолиться за здравие - для многих это такие же простые и сами собой разумеющиеся вещи, как трижды сплюнуть через левое плечо, разойдясь на дороге с черной кошкой. В этой духовной каше, в которой мы варимся, очень много ингредиентов, и в каждом из нас постоянно борются христианин и язычник, истинно верующий - и суеверный обыватель. Рецепт этой каши пытаются усовершенствовать на свой манер представители иных конфессий - от мусульман до пастафарианцев.

Доходит до фантасмагорий - когда атрибуты разных времен и религий громоздятся один на другой, образуя странные конструкции. Так под сенью олимпийского огня в старинном православном городе сочетались алхимическим браком кондовый древнегреческий политеизм и не менее посконный христианский, жесткий монотеизм. Запаленный именем Зевса (один большой греческий бог) и усилиями искусно направляющей параболическое зеркало в нужную точку жрицы Геры (другая большая греческая богиня) священный олимпийский огонь целый божий день носили по Пскову и немножко по Изборску, включив в маршрут памятники совершенно иной культуры и совершенно иного «вероисповедания». Вся эта лампадодромия и прочий вагобондаж не смутили церковь, в едином государственном порыве принимающую олимпийскую эстафету на своей территории.

Не менее восхитительный компот получается, когда кто-то с кем-то начинает бороться. Тут против одних ряженых объединяются другие ряженые. История запретов Хэллоуина в этом плане довольно показательна. Год назад этот, с широкой улыбкой черепа, карнавал запрещали на Кубани. Против «разгула и загула, кривляния и глумления над смертью» единым фронтом выступили краевое министерство образования, церковь и казаки. Дышло закона, в общих чертах гласящего, что церковь у нас отделена от государства, повернули в нужную сторону: в выпущенном по этому поводу документе говорилось в том числе и о невозможности празднования Хэллоуина - религиозного праздника - в светских школах». Нелепым всё это показалось - внимание, новый колоритный персонаж - представителю Пиратской партии России. Короче, пираты поддержат, если что.

В дайджесте иностранной прессы по этому поводу, кстати, фигурировала любопытная цитата. Автор статьи о краснодарском «походе против чертей» в финале позволил себе такое умозаключение: мол, «в России всё всегда связано с политикой». «Празднование или запрет Хэллоуина превращается в отражение политических предпочтений, выбор ценностей. Зажжённые свечи в тыкве или костюмы семейки Аддамс могут сразу же стать заявлением о пристрастиях к Западу, к ужасной Америке, которую теперь Кремль обвиняет, помимо прочих грехов, в финансировании оппозиции. Остаётся только выяснить, насколько злодеи из богатого русского фольклора, Баба-Яга или Кощей Бессмертный, менее страшны и менее вредны, чем импортные монстры», - цитирует прошлогоднюю заметку сайт inopressa.ru,

«Так уж всё и всегда!» - возмутятся противники огульных обобщений. Но в этом случае действительно всё и всегда. Ведь нынешний Хэллоуин запретили в Омске с формулировкой «пропаганда экстремистских настроений». Ну, и конечно – «разрушительные последствия для психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся».

Зуб (и заодно, в честь такого праздника, фалангу мизинца) даю, что все эти девочки и мальчики, рисующие на своих личиках и шейках потёки крови и наводящие бледность утопленников на физиономии, даже не помышляют об экстремизме. Они вообще воспринимают реальность в иных терминах - например, чей костюм круче. От этого на вечеринке зависит многое.

Если шире, то карнавал - это удивительное действо с мощным психотерапевтическим эффектом, которое потребно народу, и если оно отсутствует в отечественной современной традиции, то будет привнесено извне. Примерно то же, кстати, случилось и с праздником всех влюблённых - когда россияне приняли как родного в свой праздничный обиход святого Валентина, не имея своего подобного повода, а теперь шарахаются от навязываемых Петра и Февронии. Хорошему празднику не нужно выдумывать логотип: он входит в жизнь целостным явлением, с готовым набором атрибутов.

Альтернативу же Хэллоуину никто даже не пытается предложить - только запрещают. Кроме уже упомянутых случаев, тыквенное вето пытались продвинуть в Карелии (2011 год), в Белгороде и Новосибирске. В Благовещенске, было дело, епархия заговорила не совсем приличествующими священническому сану словами - объявив, что «празднование Хэллоуина может привести к мутации генетического кода русского народа». Словом, омский запрет - далеко не первый и явно не последний. Поднять встречную волну за восстановление попранных конституционных прав чертей и оборотней (в конце концов, у нас в стране продекларирована свобода совести и есть новый закон, запрещающий ущемлять права верующих) мешают только хитромудрые формулировки официальных писем, которые не напрямую запрещают, а не рекомендуют отмечать этот чуждый нам праздник.

Однако главная традиция, которую в русском народе не искоренить, - это тяга обогнуть закон и нарушить запрет. Так что отпраздновать день всех святых - не проблема. А главные враги Хэллоуина - не авторы этих чудных запретов, а бабульки, «с земли» продающие излишки своего урожая. Ни одной целой тыквы!

Александра Фролова
http://pln-pskov.ru/authors/frolova/151282.html

В детстве сталкивался с реализацией идеи пугать выдолбленными тыквами со свечой внутри
А вот даты не помню

Перед Родительским днём чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. В этот день каждая хозяйка заботилась особенно, чтобы наготовить побольше разных кушаний. У богатого мужика жена готовит не менее 12. Встречаются указания, что ко дню поминовения родителей, справлявшемуся ровно за два месяца до Рождества, выкармливалась и закалывалась свинья. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.

«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[3].

Славянские обряды
Дмитриевская суббота сохранила в своих обрядах отпечаток родового культа предков, которые могут покровительствовать или вредить. Во многих местах поминовение покойников в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось причитаниями, пьянством, разгулом. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к Дмитриевскому дню особые поминальные пироги и относили их на кладбище, оставляя там на могилах[4].

День всех усопших верных — католический аналог
День Мёртвых — мексиканский аналог
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0

Кроме того, оказывается, 1 ноября - Кузьминки
"День, посвященный их памяти, особенно чтится девушками: в некоторых местах существует даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в этот день как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем, в качестве почетного угощения, подается куриная лапша, отчего и праздник этот известен в народе под именем «кочетятника» (от кочет – петух). Вечер этого дня деревенская молодежь проводит в веселье: девушки собираются в какой-нибудь большой избе и делают, так называемые, «ссыпки», т. е. каждая приносит что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и пр. Из этих продуктов, в ознаменование начала зимних работ, устраивается пиршество, к которому, в качестве гостей, приглашаются парни. Такие пирушки называются «кузьминками» и продолжаются до света, причем парни обыкновенно успевают вторично проголодаться и отправляются на фуражировку, воруя соседских кур, которых девушки и жарят им в «жировой» избе. При этом, конечно, сохраняется в полной тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно и, если бранятся, то только для порядка.
Вышеописанные «кузьминки», в некоторых местах (как, напр., в Пензенской губ., Городищ, у.) сопровождаются особым обычаем, известным под именем «похорон Кузьмы-Демьяна»: в жировой избе девушки приготовляют чучело, т. е. набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову; затем, надевают на чучело «чапан», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается, и на соломе идет веселая пляска."

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F,_%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0#.D0.A0.D0.90.D0.94.D0.A3.D0.9D.D0.98.D0.A6.D0.90
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments