31.10.2013 10:57 ПЛН, Псков
Накануне дня всех святых в стране опять проснулись темные силы. «Ненашенский» праздник Хэллоуин снова пытаются запретить, и на сей раз - в Омской области. Невидимый щит циркуляров и директив наглухо преградил разнообразным зомби и ведьмочкам вход в омские школы. Впрочем, за пределы образовательного ведомства запрет не выходит: надо полагать, в клубах уже готова привычная для этого дня в современной России развлекательная программа (кетчуп, марля, рожки-крылышки), а в ресторанах кромсают тыквы.
У Омска уже есть «на фюзеляже» одна большая звезда за борьбу с мертвяками. В 2012 году в этом городе разогнали костюмированное шествие, так называемый парад зомби. В целом же любопытно, что искоренители Хэллоуина нынче гнездятся в том ведомстве, через которое он и пришел на русскую землю, - в министерствах образования. В 1990-х учителя английского рассказывали своим ученикам об этом празднике.
Тема предполагала простор для креатива, и даже отпетые двоечники кое-как включались в учебный процесс. Изготовление карнавальных костюмов (с чем среднестатистический россиянин соприкасается только в детстве, ибо собственная карнавальная культура практически утрачена) и такой волнительный привкус «смертельных» страшилок обеспечили празднику популярность, и он начал триумфальное шествие по развлекательным заведениям и ночным клубам. Теперь эту удобную и веселую тему урока то и дело приходится вычеркивать из учебных планов, а попы и казаки поигрывают соответственно кадилами и шашками, лишь почуяв «хелуинский» дух: была бы воля, запретили бы везде!
Русская традиция - штука вообще крайне запутанная. Многие христианские праздники приводят русского человека не в храм, как положено бы, а на кладбище - облупить крашеное яичко на могиле. Всякий курбан-байрам в нашей склоняющейся к православию державе уважаем, и по большим мусульманским поводам президент нашего светского государства, отделенного от церкви, держит поздравительную речь перед правоверными. Православных же с их двунадесятыми праздниками поздравляет все-таки патриарх.
Поставить свечку Николе-угоднику перед экзаменом или перед дальней дорогой, заказать панихиду по усопшему или помолиться за здравие - для многих это такие же простые и сами собой разумеющиеся вещи, как трижды сплюнуть через левое плечо, разойдясь на дороге с черной кошкой. В этой духовной каше, в которой мы варимся, очень много ингредиентов, и в каждом из нас постоянно борются христианин и язычник, истинно верующий - и суеверный обыватель. Рецепт этой каши пытаются усовершенствовать на свой манер представители иных конфессий - от мусульман до пастафарианцев.
Доходит до фантасмагорий - когда атрибуты разных времен и религий громоздятся один на другой, образуя странные конструкции. Так под сенью олимпийского огня в старинном православном городе сочетались алхимическим браком кондовый древнегреческий политеизм и не менее посконный христианский, жесткий монотеизм. Запаленный именем Зевса (один большой греческий бог) и усилиями искусно направляющей параболическое зеркало в нужную точку жрицы Геры (другая большая греческая богиня) священный олимпийский огонь целый божий день носили по Пскову и немножко по Изборску, включив в маршрут памятники совершенно иной культуры и совершенно иного «вероисповедания». Вся эта лампадодромия и прочий вагобондаж не смутили церковь, в едином государственном порыве принимающую олимпийскую эстафету на своей территории.
Не менее восхитительный компот получается, когда кто-то с кем-то начинает бороться. Тут против одних ряженых объединяются другие ряженые. История запретов Хэллоуина в этом плане довольно показательна. Год назад этот, с широкой улыбкой черепа, карнавал запрещали на Кубани. Против «разгула и загула, кривляния и глумления над смертью» единым фронтом выступили краевое министерство образования, церковь и казаки. Дышло закона, в общих чертах гласящего, что церковь у нас отделена от государства, повернули в нужную сторону: в выпущенном по этому поводу документе говорилось в том числе и о невозможности празднования Хэллоуина - религиозного праздника - в светских школах». Нелепым всё это показалось - внимание, новый колоритный персонаж - представителю Пиратской партии России. Короче, пираты поддержат, если что.
В дайджесте иностранной прессы по этому поводу, кстати, фигурировала любопытная цитата. Автор статьи о краснодарском «походе против чертей» в финале позволил себе такое умозаключение: мол, «в России всё всегда связано с политикой». «Празднование или запрет Хэллоуина превращается в отражение политических предпочтений, выбор ценностей. Зажжённые свечи в тыкве или костюмы семейки Аддамс могут сразу же стать заявлением о пристрастиях к Западу, к ужасной Америке, которую теперь Кремль обвиняет, помимо прочих грехов, в финансировании оппозиции. Остаётся только выяснить, насколько злодеи из богатого русского фольклора, Баба-Яга или Кощей Бессмертный, менее страшны и менее вредны, чем импортные монстры», - цитирует прошлогоднюю заметку сайт inopressa.ru,
«Так уж всё и всегда!» - возмутятся противники огульных обобщений. Но в этом случае действительно всё и всегда. Ведь нынешний Хэллоуин запретили в Омске с формулировкой «пропаганда экстремистских настроений». Ну, и конечно – «разрушительные последствия для психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся».
Зуб (и заодно, в честь такого праздника, фалангу мизинца) даю, что все эти девочки и мальчики, рисующие на своих личиках и шейках потёки крови и наводящие бледность утопленников на физиономии, даже не помышляют об экстремизме. Они вообще воспринимают реальность в иных терминах - например, чей костюм круче. От этого на вечеринке зависит многое.
Если шире, то карнавал - это удивительное действо с мощным психотерапевтическим эффектом, которое потребно народу, и если оно отсутствует в отечественной современной традиции, то будет привнесено извне. Примерно то же, кстати, случилось и с праздником всех влюблённых - когда россияне приняли как родного в свой праздничный обиход святого Валентина, не имея своего подобного повода, а теперь шарахаются от навязываемых Петра и Февронии. Хорошему празднику не нужно выдумывать логотип: он входит в жизнь целостным явлением, с готовым набором атрибутов.
Альтернативу же Хэллоуину никто даже не пытается предложить - только запрещают. Кроме уже упомянутых случаев, тыквенное вето пытались продвинуть в Карелии (2011 год), в Белгороде и Новосибирске. В Благовещенске, было дело, епархия заговорила не совсем приличествующими священническому сану словами - объявив, что «празднование Хэллоуина может привести к мутации генетического кода русского народа». Словом, омский запрет - далеко не первый и явно не последний. Поднять встречную волну за восстановление попранных конституционных прав чертей и оборотней (в конце концов, у нас в стране продекларирована свобода совести и есть новый закон, запрещающий ущемлять права верующих) мешают только хитромудрые формулировки официальных писем, которые не напрямую запрещают, а не рекомендуют отмечать этот чуждый нам праздник.
Однако главная традиция, которую в русском народе не искоренить, - это тяга обогнуть закон и нарушить запрет. Так что отпраздновать день всех святых - не проблема. А главные враги Хэллоуина - не авторы этих чудных запретов, а бабульки, «с земли» продающие излишки своего урожая. Ни одной целой тыквы!
Александра Фролова
http://pln-pskov.ru/authors/frolova/151282.html
В детстве сталкивался с реализацией идеи пугать выдолбленными тыквами со свечой внутри
А вот даты не помню
Перед Родительским днём чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. В этот день каждая хозяйка заботилась особенно, чтобы наготовить побольше разных кушаний. У богатого мужика жена готовит не менее 12. Встречаются указания, что ко дню поминовения родителей, справлявшемуся ровно за два месяца до Рождества, выкармливалась и закалывалась свинья. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.
«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[3].
Славянские обряды
Дмитриевская суббота сохранила в своих обрядах отпечаток родового культа предков, которые могут покровительствовать или вредить. Во многих местах поминовение покойников в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось причитаниями, пьянством, разгулом. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к Дмитриевскому дню особые поминальные пироги и относили их на кладбище, оставляя там на могилах[4].
День всех усопших верных — католический аналог
День Мёртвых — мексиканский аналог
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0
Кроме того, оказывается, 1 ноября - Кузьминки
"День, посвященный их памяти, особенно чтится девушками: в некоторых местах существует даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в этот день как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем, в качестве почетного угощения, подается куриная лапша, отчего и праздник этот известен в народе под именем «кочетятника» (от кочет – петух). Вечер этого дня деревенская молодежь проводит в веселье: девушки собираются в какой-нибудь большой избе и делают, так называемые, «ссыпки», т. е. каждая приносит что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и пр. Из этих продуктов, в ознаменование начала зимних работ, устраивается пиршество, к которому, в качестве гостей, приглашаются парни. Такие пирушки называются «кузьминками» и продолжаются до света, причем парни обыкновенно успевают вторично проголодаться и отправляются на фуражировку, воруя соседских кур, которых девушки и жарят им в «жировой» избе. При этом, конечно, сохраняется в полной тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно и, если бранятся, то только для порядка.
Вышеописанные «кузьминки», в некоторых местах (как, напр., в Пензенской губ., Городищ, у.) сопровождаются особым обычаем, известным под именем «похорон Кузьмы-Демьяна»: в жировой избе девушки приготовляют чучело, т. е. набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову; затем, надевают на чучело «чапан», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается, и на соломе идет веселая пляска."
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F,_%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0#.D0.A0.D0.90.D0.94.D0.A3.D0.9D.D0.98.D0.A6.D0.90