b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Почему цены на товары в России растут и будут расти

Дмитрий Булин
Би-би-си, Москва
Последнее обновление: пятница, 11 апреля 2014 г., 10:51 GMT 14:51 MCK

Через два месяца, уже в начале лета, россияне почувствуют существенный рост цен на товары повседневного потребления, говорится в докладе Высшей школы экономики. Среди факторов роста указывается ослабление рубля и удорожание импорта, который составляет около 33% розничной торговли в стране, то есть треть потребления.
"Хотя масштабы повышения цен предсказать трудно, уже сейчас можно утверждать, что в первую очередь инфляция коснется продуктов эконом-класса, таких как молоко, хлеб, яйца. Это ударит по малодоходным слоям населения", - считает автор исследования Георгий Остапкович, возглавляющий Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ.

Дело в том, что крупные розничные сети, которые в России занимают 50-60% рынка, в течение ближайших двух месяцев будут вынуждены перезаключать контракты с поставщиками. И если сейчас им еще удается закупать товар по прежним ценам, то в новых контрактах речь пойдет уже совсем о других суммах.
В некоторых магазинах - особенно тех, где велика доля импортной продукции - повышение цен уже заметно. Если тенденция сохранится, то через пару месяцев в стране, по словам Остапковича, начнется "ползучая инфляция".
"Только за 10 месяцев 2013 года задолженность по зарплатам в стране выросла на 37%. На Урале и в рядке других промышленных регионов объявляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска"
Из доклада Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России от 7 апреля 2014 года
"Почему именно через два месяца? - оппонирует Сергей Кузнецов, возглавляющий Союз независимых сетей России. - Сети заключают контракты в разное время, а следовательно, и срок их действия истекает в разное время".
Впрочем, и он признает, что "изменение курса рубля неизбежно приводит к изменению цены на импорт. Во-первых, это может повлиять на наличие товара. А во-вторых - на цену".
Контуры кризиса
Колебания на валютном рынке - самая очевидная причина происходящего. Но даже не в том смысле, что подорожавший доллар "утяжелит" стоимость готовой импортной продукции. Гораздо больше, чем иностранного продовольствия и одежды, Россия закупает оборудования и комплектующих для обрабатывающей промышленности.
В структуре товарного импорта на них приходится 65%, подсчитали в Институте Гайдара (в стоимостном выражении - 200-220 млрд долларов в год). Получается, что и многие товары, произведенные в России, подорожают - просто из-за того, что для их производства необходим импорт.
Однако, говорят эксперты, если бы это была главная проблема российской розницы, то это было бы еще хорошо. Настоящие проблемы залегают гораздо глубже: они тесно связаны с общим замедлением ВВП, прогноз по которому Центробанк недавно снизил до 1% в этом году.

Эксперты считают, что в первую очередь подорожают продукты эконом-класса
Замедляется реальная экономика - снижаются реальные располагаемые доходы населения. Одновременно малообеспеченные слои населения "перекредитованы", а средний класс копит депозиты и предпочитает лишний раз не тратиться (на депозитах в банках накоплено 17 трлн рублей, или 485 млрд долларов).
"Только за 10 месяцев 2013 года задолженность по зарплатам в стране выросла на 37% - а это один из самых первых признаков кризиса. На Урале и в ряде других промышленных регионов объявляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска. На автомобильных заводах от трехсменной переходят к односменной работе", - это цитата из свежего доклада Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России (публикация - 7 апреля 2014 года).

Фактор неопределенности
Налицо - структурные проблемы экономики и, как следствие, проблемы сектора розничной торговли. По информации Росстата, объем розничной торговли в России в прошлом году, равный в абсолютном исчислении 23,6 трлн рублей (670 млрд долларов), вырос лишь на 3,9% по сравнению с 2012 годом. За 2012 год объем розничных продаж увеличился на 6,3%.

Другими словами, розничная торговля, которая еще недавно была главным источником роста российской экономики, постепенно "охлаждается". Причем тренд на замедление наметился еще пару лет назад, о чем свидетельствуют выкладки ряда международных аналитических организаций.
Например, в рейтинге консалтинговой компании A.T. Kearney Россия опустилась на 23 место по привлекательности для инвестиций в розничную торговлю в 2013 году. При этом еще в 2009 году российский рынок, по оценке компании, занимал вторую строчку.
"В торговле останавливается инвестиционный процесс. Возрастает фактор неопределенности экономической ситуации: предприниматели не понимают, что происходит в экономике. В этой ситуации экономика и торговля переходят из фазы рыночных отношений в фазу договорных по типу бартера, а это самое страшное", - сетует Георгий Остапкович из НИУ ВШЭ.
По его мнению, главные проблемы розничного рынка, препятствующие его дальнейшему развитию, лежат не в плоскости экономики, а ближе к политическим, государственным вопросам. Если спросить участников рынка, что их больше всего беспокоит, рассказывает он, то они назовут монополизм на рынке - когда пять-шесть сетей контролируют больше половины оборота розницы.
Кроме того, другая проблема - отсутствие стабильных правил игры: "Если я предприниматель, то я должен составить свой бизнес-план на два-три года вперед. А в условии постоянно меняющихся правил игры это невозможно, - говорит экономист. - Недавно, например, Владимир Путин подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, по которым налоговая нагрузка на малый бизнес опять существенно возрастет".

http://www.bbc.co.uk/russian/business/2014/04/140411_russia_retail_prices.shtml
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment