b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Роман Арбитман: «Исторические мифы питаются невежеством и уязвленным самолюбием»

Роман Арбитман: «Исторические мифы питаются невежеством и уязвленным самолюбием»

На днях в московском издательстве «Время» вышла мемуарно-публицистическая книга «Как мы с генералиссимусом пилили Луну». Под именем доктора Р.С.Каца Роман Арбитман* написал книгу-пародию «Бестселлеры будущего года» и роман-исследование «История советской фантастики», в котором фантастически и пародийно излагается сюжет освоения Луны коммунистической властью Советского Союза. Судьба этого произведения в современной массовой культуре оказалась совершенно невероятной и по-настоящему абсурдной: на персонажей этого романа ссылаются авторы многих книг и по меньшей мере трех документальных (!) фильмов, где утверждается не что-нибудь, а «приоритет Советского Союза в поглощении Луны». Но как это могло случиться? Симптомом чего служит это желание подхватить пародийную выдумку? Где коренится готовность поверить абсурду? Может быть, в нашем советском детстве? Об этом мы разговариваем с писателем.


Но ведь считается, что общественные мифы необходимы? Как вы полагаете? Есть ли мифы благотворные? Сейчас вот говорится, что «черные» мифы о России надо искоренять, а «светлые» – наоборот, внушать.

– Когда я закончил школу и поступил на первый курс филфака, то первое, что я сделал, пошел в университетскую библиотеку, брал там «Новый мир» времен Твардовского – такие тяжелые сизые книги в твердом переплете – и читал все подряд.
Солженицына, конечно, оттуда вырезали (как и статью Лакшина о Солженицыне), но многое оставалось.
Причем не в разделе прозы, а в разделах критики и публицистики.
Там же я впервые прочел статью В.Кардина «Легенды и факты», из которой с огромным изумлением узнал, что многие исторические догмы, заученные в школе, на самом деле были легендами.
Оказывается, не было ни «залпа “Авроры”», ни «победы под Псковом и Нарвой» 23 февраля, ни «28 панфиловцев». Оказывается, серьезные историки не могли возразить Кардину, потому что он был прав.
Тем не менее легенды продолжали свою жизнь в школьных учебниках истории! Меня это потрясло и заставило о многом задуматься. Так что когда у нас на филфаке был сеанс коллективного «осуждамса» статьи Зимина про то, что «Слово о полку Игореве» вполне могло быть новоделом, я инстинктивно согласился с Зиминым.
Разумеется, я не был никаким специалистом по древнерусской литературе, но я солидаризовался с Зиминым не просто из духа противоречия. Его аргументы показались мне убедительными.
Тем более что уже тогда мы знали, например, что вся история о «подъячем Крякутном», который поднялся в воздух на воздушном шаре намного раньше братьев Монгольфье, была выдумкой «патриотического» хитреца Сулакадзева. Так почему бы и «Слово о полку Игореве» не могло быть позднейшим сочинением по мотивам «Задонщины»?
Ну да, академик Лихачев, неоспоримое светило, был категорическим противником концепции Зимина, но советский академик – если он был не Сахаров, конечно! – и не мог иметь иной точки зрения. А когда мы прочли вольный перевод «Слова», сделанный Заболоцким, то у нас в студенческой среде появилась шутка о том, что «Слово о полку Игореве» написал Заболоцкий, а уж потом Лихачев так-сяк перевел его на древнерусский язык…
Мне, кстати, уже тогда казалось, что нет «полезных» и «вредных» мифов. Ведь и то и другое – неправда.
Когда у нас в России возникла некая Комиссия по противодействию фальсификациям «в ущерб интересам России», меня это уточнение и насмешило, и возмутило. Выходит, если фальсификации – на благо России, то ничего, можно врать? К счастью, ту странную комиссию довольно быстро ликвидировали.

– Как возник ваш замысел пародировать мифы и бороться с нелепыми мифами с помощью ваших мистификаций, фантастически-пародийных сочинений?
– На самом деле я не собирался пародировать мифы или создавать собственные.
Мистификация – литературный жанр, который рассчитан на думающих людей, способных разобраться, где правда и где ложь, и получить от этой детективной деятельности удовольствие.
Жанр не рассчитан на глупых людей, как не рассчитан синхрофазотрон на эксплуатацию в бильярдном зале.
Классик сказал: «Умный дорогу найдет, а дурака не жалко». Звучит несколько цинично, но если вдуматься, почему мы должны постоянно оглядываться на идиотов? Одно дело – бытовая техника, где без ограничений в духе «фул пруф» (защищенный от неосторожного или неумелого обращения. – Ред.) может произойти членовредительство, и другое – гуманитарная сфера.
Книжка не телеграфный столб, украшенный предостерегающей табличкой «Не влезай – убьет!».
Беда в том, что идиоты уверены в том, что они в этом мире – главные.
Они воспринимают жанр мистификаций в штыки именно потому, что они его не воспринимают.

http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201400827

.....................................................................................................
Вообще-то забавно было бы создать энциклопедию отечественных мифов
Туда можно было бы очень многое поместить
Наверняка, правда, обозвали бы это русофобией
Впрочем, никто не помешал бы ее и чужие мифами разбавить
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Recent Posts from This Journal